Секреты кубачанских мастеров
Есть неподалеку от Дербента село Кубачи, известное своими мастерами по сплаву и серебру. Слава мастеров гремит уже почти все века и распространилась далековато за границы долин и гор, окружающих село. А в русские времена, в качестве сувениров высокому руководящему составу нередко даровали конкретно кубачинские изделия.
Фото и текст Ивана Дементиевского
Сейчас в селе работает муниципальный комбинат имени Расула Алиханова, и весьма много мастеров работают сами по для себя, в собственных мастерских.
Мне посчастливилось за два денька побывать в домах нескольких кубачинцев и подсмотреть некие секреты их ремесла, вообщем, если серьёзно углубляться в процесс, то всё весьма и весьма тяжело. Почти все юные мужчины, ещё со школьной скамьи, обучаются у собственных отцов и дедов, перенимают способности и секреты мастерства, и к примеру, юноша в 20 лет может просто создать браслет со сложнейшей гравировкой либо перегородчатой эмалью.
В наши деньки, в Кубачах делают в главном чайные и коньячные сервизы, самовары, много дамских украшений, гравировку. В общем, у неплохого мастера постоянно есть работа и спрос на продукт. В русские времена, в качестве сувениров высокому руководящему составу нередко даровали конкретно кубачинские изделия! И даже в нескольких глобальных музеях хранятся произведения из горного аула.
Поразило гостеприимство и радушие кубачинцев, нас всюду встречали с распростёртыми объятиями и на нашу просьбу, поглядеть на работу, никто не отказывал, напротив, было весьма трудно уйти из дома, всюду накрывали на стол и звали отобедать. Два денька прошли на одном дыхании, но к огорчению нам нужно уезжать далее, а жалко, Кубачи конкретно то пространство, где охото побывать ещё и ещё.
Ахмед плавит серебро, чтоб отлить из него серебряную пластинку. Толщина данной нам пластинки несколько мм. Позже она пойдёт под пресс, где её равномерно раскатают в узкий лист серебра, из которого будут созодать заготовки для самоваров, рюмок и иных изделий. Эта работа на заказ, дело в том, что не у всех есть возможность самим выплавлять такие пластинки и они обращаются к примеру к Ахмеду, который может переплавлять серебро.
Стружка серебра засыпается в специальную печь, где оно равномерно греется и плавится. Когда еще одна порция стружек растает, он добавляет новейшую порцию, и так до того времени, пока не достигнет подходящего объёма. Позже, расплавленное серебро заливается в специальную форму, из которой уже выходит заготовка:
Заготовку плющат на особом станке. Снова же, у кого другими словами собственный станок, а у кого нет, отдают серебро раскатывать тем кто это может и умеет созодать.
Далее начинается самое увлекательное. Коричневым будет созодать коньячную рюмку. На всё, от вырезания заготовки до конечной формы, у него ушло минут 5, быть может семь, но не больше!
Сама рюмка готова, осталось ножку приладить и готово! За такую работу Коричневым может получить от 35 до 50 рублей за один экземпляр.
Инструментарий на стеллажах в мастерской Карима:
У Гасана в доме мы поглядели на клинок и гравировку сервиза:
А вот большой меч-кладенец (по другому и не скажешь), оцените размеры! Я попробовал подержать его в руках, пара взмахов — и требуется отдых. Но зато какие у него прекрасные ножны!
Удалось попутешествовать по комбинату и заглянуть в местный музей. По сути, это даже не музей, а просто умопомрачительная коллекция работ, которые в различные времена были изготовлены в стенках комбината. С удивлением нашел что на комбинате работают не только лишь мужчины да и дамы! Работу недозволено именовать лёгкой, требуется много внимания и физических издержек, никогда бы не помыслил что дамы тоже будут заниматься таковыми промыслами:
Зашли к весьма весёлому человеку по имени Гаджиибрагим, он начальник гравировочного цеха. Гаджи нам поведал как работает предприятие, что у него есть заготовки, и он их выдаёт мастерам. Перед тем как выдать заготовку, он её взвешивает, и опосля окончания работы (когда она сдаётся) делает это опять. Дело в том, что во время гравировки, либо другой обработки, с «болванки» стачивается солидное количество серебра, и они стараются учесть эту пыль и стружку, чтоб минимизировать утраты серебра. Вся стружка кропотливо собирается и идёт опять на переплавку. К слову, работают на комбинате на сдельных критериях, если хочешь много зарабатывать, означает нужно много посиживать за станком. Дело в том что у всех бывают различные происшествия и кто то не может весь денек посиживать за станком, а так, сколько сделал, столько и получил. По моему, весьма верная мотивация!
Вот здесь происходит контрольный застыл:
Несколько экспонатов из музея. Некие вещи успели побывать у мощных мира этого, к примеру, в коллекции есть ваза, которая была подарена Сталину, и опосля его погибели каким-то чудом её смогли спасти, молвят, её чуток ли не выбросили.
Поглядите на этот самовар! Просто ваууу! Правда и стоит эта вещица, сами осознаете!