Технология

Самая северная железная дорога в мире

Стальная дорога размещена на полуострове Ямал. Начинается от станции «Обская» (город Лабытнанги) и идёт до станции «Карская» (Бованенковское месторождение). Длина магистрали 572 км, и она полностью размещена за Северным Полярным кругом — начинается в 18 км от него и завершается на 418 км севернее. Отсюда и значимый титул – самая северная стальная дорога в мире.

В состав дороги заходит 5 станций, 12 разъездов, 70 мостов общей длиной наиболее 12 км. В числе их мост через реку Юрибей — самый протяжённый мост в мире за Полярным кругом.

Металлическую дорогу запустил в 2011 году «Газпром» в рамках мегапроекта «Ямал» по созданию наикрупнейшго центра газодобычи на полуострове. «Обская — Карская» круглый год обеспечивает доставку на месторождения работников, техники и строй материалов.

Фото и текст Славы Степанова

1. Прокладка стальной дороги началась еще в 1986 году. Окончить планировали в 1990 году. Стройка затянулась, а в 1995 году проект заморозили. В 2005 году возродил стройку «Газпром». Для сотворения новейшего центра газодобычи нужно было развивать жд сообщение. Уже через 6 лет по дороге пошли 1-ые составы.

Главные строй работы делали лишь при отрицательных температурах. Насыпь возводили из мокроватого пылеватого песка, который при отрицательных температурах приобретает нужную крепкость. Чтоб защитить грунт от оттаивания и сохранить крепкость в летние месяцы, поверх песка укладывали пенополистирол и делали обоймы из геотекстиля.

2. «Обская – Карская» проходит по тундре, в местах проживания и кочевья коренных немногочисленных народов Севера. При строительстве было принципиально не нарушить сложившийся веками стиль жизни коренного населения и сохранить неповторимую флору и фауну.

К примеру, чтоб сохранить экосистему поймы реки Юрибей, сооружение мостового перехода велось без классической при строительстве мостов отсыпки грунта. Это определило высшую протяжённость объекта — мост пересекает не только лишь неизменное русло реки, да и идёт по всей её ширине в период наибольшего разлива. Мост состоит из 107 пролётов по 34,2 метра и 2 сквозных ферм по 110 метров.

В итоге «хозяева тундры» живут обычной жизнью.

3. До строительства стальной дороги грузы на полуостров доставляли в период летней навигации морским транспортом через порт Харасавэй. Сейчас людей, технику и строй материалы на Ямал можно доставлять круглый год.

4. Пропускная способность полосы – 3.5 млн тонн в год. Средняя техно скорость составов — 40 км/ч. В год по дороге перевозят около 40 тыщ пассажиров-вахтовиков. А обслуживают дорогу практически 700 человек.

5. Мост через реку Юрибей — неповторимый объект не только лишь на данной стальной дороге. Длина моста 3,9 км — это самый длиннющий мост за Полярным кругом в мире.

6. Мостовой переход через усвою реки Юрибей стал самым сложным участком стальной дороги. У него нет аналогов в практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации.

7. Мост удалось возвести на грунте, слабо подходящем для строительства — нескончаемая мерзлота с вкраплениями криопэгов. Криопэги — это солёные подземные воды и рассолы, имеющие отрицательную температуру до −40 °C, но находящиеся в водянистом состоянии.

8. Пролёты и фермы моста смонтированы на опорах из железных труб поперечником 1,2-2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в нескончаемую мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Поверхность опор в буквальном смысле смерзается со льдом нескончаемой мерзлоты, что обеспечивает мосту доп устойчивость.

9. Юрибей — необыкновенная река. Русло не превосходит в ширину 200-300 метров, но на некоторое количество дней в году река разливается наиболее чем на 3 километра, а потом ворачивается к обычным размерам. В Юрибее нерестятся рыбы «королевских» пород — нельма и муксун, а на обрывах реки гнездятся редчайшие виды птиц — к примеру, сапсан и краснозобая казарка, занесённые в Красноватую книжку. На берегу Юрибея оленевод Юрий Худи нашел мамонтёнка Любу, возрастом 42 тыщи лет. Мамонтёнка окрестили в честь супруги тундровика.

10. Вид на мост через Юрибей из кабины машиниста.

11. При строительстве моста смонтировали 26,5 тыщ тонн металлоконструкций. На возведение моста ушло 349 дней.

12. Река принципиальна и для коренных обитателей тундры — с Юрибеем соединено огромное количество легенд, на берегах находятся святилища народов Последнего Севера. Даже рыбу тут ловят всякий раз в новеньком месте, чтоб отдать реке отдохнуть.

13. Устойчивость стальной дороги помогают обеспечить и термостабилизаторы — регуляторы температуры. Это герметичные трубки длиной 125 метров, 10 из которых находятся под землёй. Трубки заполнены хладагентом, который циркулирует в их и подмораживает землю под полотном. Термостабилизаторы размещены около всякого искусственного сооружения на стальной дороге. С таковой защитой нескончаемая мерзлота в сохранности.

14. Основное предназначение стальной дороги — доставка грузов, техники и людей для освоения и обслуживания газовых месторождений на Ямале. Потому большая часть подвижного состава — грузовые составы.

15. Газовиков на месторождения доставляет вахтовый поезд. Это состав из пассажирских вагонов.

16. Пути расчищает особый снегоуборочный поезд. Крылья с боковыми щётками сгребают снег под головную машинку, потом он попадает на сборочный поток питателя и с помощью ленточного транспортёра {перемещается} в концевой полувагон. Для разгрузки в конструкции предусмотрены роторные метатели, которые выбрасывают содержимое полувагонов в всякую сторону от оси пути на расстояние 5-10 метров.

17. Так смотрится бункеровка — заправка тепловозов топливом.

18. Станция «Карская» — самая северная ж/д станция на планетке.

19. Разгрузка доставленных стройматериалов.

20.

21. Станция воспринимает любые грузы, ГСМ и технику, которые нужны для строительства объектов и освоения газовых месторождений.

22. Самый северный участок стальной дороги в мире.

23. Тот тупик.

24. Андрей Косырихин и его коллеги – самые северные машинисты в мире.

25. Автомотриса — моторный самоходный жд вагон, который употребляется для перевозки персонала, обслуживающего жд пути.

26. Дорога пролегает через бескрайнюю тундру, но даже в зимнюю пору она не постоянно лишь белоснежная. Тут нередко можно следить северное сияние либо, как молвят ненецкие номады, – «харп».

27. В зимнюю пору температура тут опускается до -50° С, а в летнюю пору 80% местности Ямала покрыто озёрами, болотами и реками.

28. Путь от станции «Обская» до станции «Карская» занимает день. В протяжении всей трассы нет ни 1-го населённого пт, фонарных столбов и фактически нигде нет сотовой связи.

По материалам

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»