Ручное производство ковров
Когда были придуманы искусственные красители, создание ковров, ну и сами они, очень поменялись (натуральная краска сохраняет длительное время сочные цвета). Равномерно дешевенькие красители стали теснить непростой, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного производства красок и покраски нити. Это очень уменьшило время производства нити и стоимость за таковой ковёр.
Одно время мастера пробовали биться с сиим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали употреблять искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий внедрение таковых красителей для персидских ковров. Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не выручило ручное ковроткачество, и на данный момент на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров сделанных на искусственных красителях.
Сейчас мы поглядим на ручное создание ковров, которое существует в Дагестане, и чтоб создать один большенный ковёр, в общей трудности, тратится около 2-ух лет. 27 фото
Фото и текст Ивана Дементиевского
В эти два года заходит растительный сбор и кореньев, их сушка, перемалывание. Позже сама покраска и сам процесс производства ковра. Пришлось значительно попотеть, чтоб снять покраску нитей.
Мастерская по покраске нити находится в личном доме. К слову, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не очень мучаются от того, что у их творится в подвале. Сама покраска бывает редко, и нам весьма подфартило оказаться в Дагестане в это время. Обычно, нити красят раз за месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если в летнюю пору на улице весьма горячо, то там нестерпимо горячо и к тому же весьма мокро. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен:
По сути, ручное ковроткачество было издавна утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтоб вернуть и даже кое-где по новейшей изобретать и воссоздавать условия. Лишь на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по различным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сейчас можно наслаждаться прекрасными коврами высокого свойства и, что самое основное, стопроцентно изготовленными руками.
Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в различное время, там тоже свои индивидуальности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент таковой, а когда недостаточно броский, всё это было экспериментальным путём опробовано:
Добытый материал сушат, размельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет средств, эти ковры совершенно выполняются больше на энтузиазме.
Фактически, начало покраски. В практически кипящую воду засыпаются размолотые растения. Маленькое время варятся и позже закидывают пряжу. Пряжу нужно закидывать всю и сходу, по другому будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сходу, случается так, что часть пряжи наиболее светлая, а часть темнее. Вообщем, это лишь добавляет оригинальности ковру )
Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители употребляют) и глядя какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготовляют впрок, а на определенный ковёр.
В подвале вправду нереально горячо. 5 минут — и я влажный весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам нужно там торчать полдня если не весь денек. Помогает душ из прохладной воды:
В нашем случае, через час нить жёлтого цвета готова, сейчас её нужно помыть. 1-ая промывка происходит ещё в котле, потом её загружают в огромную «стиральную машинку» где она бултыхается ещё минут 15-20.
Сейчас на просушку на задний двор, который фактически весь увешан разноцветными мотками нити:
Нить скоро сохнет и сейчас её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в «мастерскую». Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских обитателей фактически нет, и эта «фабрика» если можно так сказать, единственное пространство, где есть рабочие места. Мастера, точнее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Вообщем, часто они приобретают нить не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы направились в село Кожерек Табасаранского района, что бы поглядеть как там идёт процесс.
В цеху стоит несколько станков, и ни один из их не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до 5 дам:
Так делают базу ковра:
И посиживают девчонки, дамы и прядут, прядут. Совершенно не обычная работа.
Главный инструмент, вот таковой незатейливый крючок:
Заглянули в личный дом к мастерице:
Лишь на изготовка этого ковра, относительно маленького, у данной для нас дамы ушло 3 месяца. При всем этом нужно смотреть за домом, у неё двое деток и целое хозяйство. Здесь работают не покладая рук, чтоб была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы растить скот и какие то фрукты-овощи, но все пробы продавать на рынке в городке, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки? К слову, на эту ситуацию сетовали в почти всех сёлах.
Вокруг села роскошные леса, поля, пастбища. Мне здесь весьма понравилось:
Далее мы опять вернёмся в Махачкалу. Так сказать, нужно добить тему ковров. Опосля того как его сделают, его нужно кропотливо вычистить и обжечь! Это делается для того, чтоб убрать излишний ворс. Опосля обжига его начинают стирать, и продолжается этот процесс не меньше часа:
Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям здесь же во внутреннем дворе дома:
Ковёр большой. Нужно представлять, в котором интерьере он будет смотреться гармонически. Стоимость его на 1-ый взор тоже поражает — 650 тыщ, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится ясно, что не так и недешево он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Здесь, как говорится, кто во что вносит средства.
Опосля помывки, ковёр нужно просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в каком он будет сейчас жить. Не уверен, успеем ли мы окончить поездку и заскочить в гости к новенькому обладателю ковра, но было бы любопытно. Почти все, к слову, разглядывают покупку таковых ковров как вложение средств. К слову, большущее количество старенькых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некоторый янки сделал каталог узоров применяемых на коврах, сейчас можно вернуть этот промысел.