РКЦ «Прогресс» – производство ракет-носителей в Самаре
С момента пуска первой ракеты-носителя «Альянс» прошло 58 лет. За этот период времени практически 2000 ракет доставили на орбиту корабли с астронавтами, аппараты связи и навигации и научные лаборатории. «Союзы» запускают с космодромов Байконур, Плесецк и Восточный, и любая РН собиралась на одном производстве — самарском заводе РКЦ «Прогресс». Всего предприятие разработало и сделало 11 модификаций Р-7.
На данный момент завод производит «Альянс-2», самые «запускаемые» российские ракеты в мировой галлактической индустрии, и доставляет их до космодромов по стальной дороге. Сейчас на предприятии работают около 15 тыщ человек. Кроме производства ракет по заказам, завод создаёт спутники. В разработке находится проект новейшей ракеты, «Альянс-5», которая сумеет выводить на орбиту до 17 тонн груза – это в два раза больше, чем у «Союза-2».
Фото и текст Славы Степанова
1. Ракета-носитель «Альянс» разрабатывалась на базе ракеты Р-7. Опосля «семёрки» были ракеты «Восток» и «Восход». 1-ые две ступени «гагаринской» ракеты были сделаны на этом заводе. Ракета самарского производства доставила на орбиту галлактический корабль, из которого Алексей Леонов в первый раз в мире вышел в открытый космос. 25 ноября 1966 года, с космодрома Байконур был выполнен 1-ый запуск ракеты-носителя «Альянс» с непилотируемым галлактическим кораблём.
Ракеты «Альянс» числятся самыми узнаваемыми из российских. Их просто отличить по четырём коническим боковым блокам первой ступени, головному обтекателю с 4-мя прямоугольниками решётчатых стабилизаторов и «башне» с системой аварийного спасения. Крайняя устанавливается лишь на пилотируемых пусках.
2. Ракеты-носители (РН) «Альянс» выводят на орбиту корабли с астронавтами, аппараты связи и навигации и научные лаборатории. На данный момент самой ходовой российскей ракетой считается «Альянс-2» и её модификации. Это РН среднего класса, способная подымать грузы до 7 тонн на низкую орбиту Земли. Длина ракеты составляет 51 метр — это высота семнадцатиэтажного дома. Ракета трёхступенчатая общей массой в 313 тонн.
Раз в год РКЦ «Прогресс» производит около 20 пусков ракет-носителей «Альянс-2» с трёх русских космодромов — Байконур, Плесецк и Восточный.
3. Самарский завод «Прогресс» ведёт свою историю от 1 января 1894 года. Вначале это была фабрика «Дукс». Она находилась в Москве и занималась созданием велосипедов. Потом предприятие начало выпускать дирижабли, аэропланы и 1-ые самолёты, а в феврале 1919 года «Дукс» преобразовали в Муниципальный авиационный завод №1.
В октябре 1941 года авиазавод эвакуировали в Куйбышев — Современную Самару, где он потом и остался. Во время Величавой Российскей войны тут изготавливали штурмовики Ил-2 и Ил-10, истребители МиГ-3, а опосля войны — реактивные самолёты МиГ-9, МиГ-15 и их модификации. Всего завод выпустил наиболее 42 тыщ серийных самолётов и наиболее 90 модификаций образцов авиатехники.
4. В 1958 году правительство СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) назначило Авиазавод №1 основным в изготовлении межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Разработкой ракеты управлял Сергей Королёв. Предприятие опять перепрофилировали, сейчас на выпуск ракетно-космической техники — межконтинентальных ракет и первых ракет-носителей «Восток», «Восход» и «Альянс». Все эти ракеты для покорения вселенной разработаны на базе Р-7 и Р-9.
В 1961 году Авиазавод №1 переименовали в Куйбышевский завод «Прогресс». Ракета «Восток», которая вывела Юрия Гагарина на орбиту, собрана конкретно на этом заводе. До сего времени все российские пилотируемые пуски обеспечиваются самарскими ракетами.
5. Галлактический центр «Прогресс» — большая производственная база, где ракета создаётся с нуля. Предприятие образовано в 1996 году путём слияния Центрального спец конструкторского бюро (ЦСКБ) и самарского завода «Прогресс». Сотрудники РКЦ собирают и инспектируют работоспособность уже готовой ракеты в среднем за 20 дней.
6. Топливные баки для РН «Альянс» варят из цельных листов сплава прямоугольной формы в агрегатно-сварочном цехе компании. Тут создают все 12 баков, которые составляют одну целую ракету.
7. Поначалу листовым заготовкам из специального сплава присваивают цилиндрическую форму. Потом бак инспектируют на крепкость и плотность при помощи специального раствора и гелиевой консистенции. Ей заполняют уже готовый элемент ракеты.
8. Топливный бак ракеты-носителя изнутри. Ракетные баки заправляют не только лишь топливом в виде керосина, да и окислителем — водянистым кислородом. Без окислителя горючее не будет пылать в атмосфере и создавать реактивную тягу.
9. Вид изнутри головного обтекателя для РН «Альянс-2», эти комплектующие ракеты выполняются в агрегатно-клепальном цехе. Обшивка головной части состоит из 10-ов слоёв углеволокна и дюралевого сотового заполнителя а меж ними. Это лёгкий и весьма крепкий материал, который сжимается под атмосферным давлением, защищая «нос» ракеты.
10. Створки головного обтекателя — «носа» ракеты. Конусообразная форма обтекателя помогает «Союзу» преодолевать земную атмосферу. Снутри обтекателя размещаются галлактические аппараты, которые доставляют на орбиту спутник либо галлактический корабль с экипажем на борту. Если ракета доставляет астронавтов к МКС, она оснащается системой аварийного спасения.
11. Задачка головных обтекателей от старта и до вывода ракеты в космос — защита галлактического аппарата от всех наружных причин. Наибольшая температура на головном обтекателе добивается 175 градусов, а на самом кончике — до 500-600 градусов. На более подверженные нагреванию участки головного обтекателя наносят доп теплозащиту.
12. В большинстве сварочных работ компании употребляют технологию аргонной сварки. При производстве ракет-носителей «Альянс-5» будет употребляться новейший для российского ракетостроения способ — сварка трением с перемешиванием. Таковая разработка дозволит сваривать листы из дюралевого сплава шириной до 30 мм.
13. Предварительные работы снутри топливного бака. Работники цеха инспектируют надёжность сварочных швов и плотность баков изнутри, попадая в него через люк-лаз.
14. Заготовки бака вертятся автоматом, сварщики регулируют скорость и подачу импульса на аппарат, чтоб шов был очень однородным и ровненьким.
15. Самый небольшой шов находится у основания первой ступени, его варят за 20 минут, к концу бака время на сварку увеличивается до четырёх часов.
16. Цех общей сборки и испытаний ракет-носителей. Здесь находятся 10-ки ракет различных модификаций и готовности.
17. В этом цехе все составляющие ракеты собирают в готовые ступени. Комплектующие РН доставляют сюда из остальных цехов завода либо от поставщиков. Ракеты «Альянс» собираются по «пакетной» схеме, которую предложил Сергей Королёв. К центральной 2-ой ступени, крепятся 3-я ступень и четыре ускорителя. Их в шуточку именуют «морковками» из-за идентичной формы.
18. Ракета-носитель состоит из трёх ступеней. Они работают поочерёдно и отстыковываются по мере того, как тот набирает подходящую высоту, и потом выносят ракету на орбиту.
1-ая ступень состоит из четырёх конусообразных блоков. С помощью их ракета отрывается от земли на несколько 10-ов км, и через 118 секунд опосля пуска эти элементы отстыковываются. Потом в дело вступает 2-ая ступень — центральный блок ракеты. Он помогает преодолеть земное притяжение, работая 278 секунд. 3-я ступень вступает в действие уже в невесомости, она работает около 240 секунд. Потом галлактический корабль, расположенный в носовой части ракеты, автономно летит в открытом мироздании на набранной скорости.
19. Транспортировка блока ракеты-носителя в цехе общей сборки. Детали ракеты передвигают на кранах и особых телегах. Для особо больших частей предусмотрены направляющие, напоминающие рельсы.
20. Любая ступень ракеты имеет отдельные движки, систему управления, баки с горючим, в каких хранится реактивный керосин, и бак с окислителем — водянистый кислород.
21. Всего в цехе сборки работает около 400 человек: инженеры, слесари-сборщики, изолировщики и электромонтажники. Все работы проходят вручную при помощи грузового крана. Невзирая на то, что «Альянс» — серийная ракета, величина этих серий несопоставима с авто и иными. Потому на самом деле сборка РН — это штучное создание.
22. Движки для первой и 2-ой ступеней ракеты-носителя «Альянс-2» шагов 1а и 1б выполняются на моторостроительном предприятии «ОДК-Кузнецов», которое тоже находится в Самаре.
23. Ракета проходит финишные тесты на контрольно-испытательной станции. Когда она ещё разбита на составные части, помещают на щит в отдельном цехе. Тут инспектируют работоспособность электроники, плотность, устойчивость к высочайшим температурам.
24. На данный момент в предприятии работают около 15 000 человек. В 2023 году спецы «Прогресса» начали разработку проекта галлактического ракетного комплекса «Амур — СПГ». В его состав заходит РН среднего класса «Амур» на сжиженном природном газе с возвращаемым блоком первой ступени.
25.
26. Создание ракет контролируется на любом шаге: от проверки сварочных швов до имитации полёта на контрольно-испытательной станции. Заключительное испытание всех систем продолжается 520 секунд — столько же проходит настоящий полёт. Лишь опосля прохождения всех проверок ракета отчаливает на космодром.
27. Крайний шаг в разработке ракеты — придание эстетичного вида. Для этого элементы галлактического объекта помещают в малярную камеру для покраски и нанесения маркировки. Оранжевое обрамление движков помогает найти ступени опосля падения на землю.
28. Сотрудница компании наносит трафаретные надписи на боковые блоки.
29. РЦК «Прогресс» до сего времени считается режимным предприятием. Тут недозволено снимать общие и панорамные планы и исследовательское оборудование. Представители СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) прогуливаются по цехам в сопровождении сотрудника службы сохранности.
30.
31. Ракеты «Прогресса» поставляются на три русских космодрома: Байконур в Казахстане, Плесецк в Архангельской области и Восточный в Амурской области.
32. Ракеты отправляются на космодром в разобранном виде, совсем перед полётом их собирают на космодромах. Любая ступень ракеты-носителя упаковывается в гермочехол, поставляется в отдельный вагон и отчаливает на поезде.
33. Один из бывших служащих ЦСКБ сам стал астронавтом. Олег Кононенко 10 лет работал в конструкторском бюро опосля окончания института. Он прошёл путь от инженера до ведущего инженера-конструктора, проектируя электронные системы спутников, опосля чего же его приняли кандидатом в отряд астронавтов РКК «Энергия». Олег Кононенко считается мировым рекордсменом по суммарному времени пребывания в мироздании — 736 суток.