Заброшенный вертолёт Ка-29
Чего же лишь не отыщешь на задворках умирающих НПП (научно-производственное предприятие). В сей раз даже находить не пришлось. В 2-ух шагах от упавшей плиты забора Лахмана, около заброшенной котельни, стоял редчайший вертолет Ка-29.
Фото и текст saoirse-2010
Стоял он не в одиночестве, рядом был очередной вертолёт Ка-25. Оба они были голубого цвета и корабельного типа, так же их соединяло воединыжды и то, что они были разработаны в ОКБ «Камова».
Начнем в хронологическом порядке. Самый старший из данной нам пары Ка-27. Это русский корабельный многоцелевой вертолет, который пришел на замену Ка-25 снискавшего славу самого аварийного летательного аппарата морской авиации.
Его разработка началась в 1968 году под обозначением Ка-252 при участии Н. И. Камова. Но узреть 1-ый полет ему не удалось. 24 ноября 1973 года Николай Ильич Камов погиб в итоге осложнений опосля операции по удалению опухоли (Опухоль (син. новообразование, неоплазия, неоплазма) — патологический процесс, представленный новообразованной тканью) поджелудочной железы. Ровно спустя месяц макет вертолета сделал собственный 1-ый опытнейший полет.
Работу над вертолётом Ка-252 опосля погибели Камова продолжил С.В.Михеев. Суммарно разработка продолжалась 9 лет и 14 апреля 1981 года Ка-252 был принят на вооружение под обозначением Ка-27 (по кодификации НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс – крупнейший в мире военно-политический блок): Helix). И уже сначала 80-х годов эти машинки были развернуты на авианесущих крейсерах проекта 1143 «Кречет» — «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку». А потом на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Русского Союза Кузнецов».
Эти вертолёты работают в группе одни в поисково — ударном варианте обнаруживают подводную лодку, остальные в ударном варианте ее поражают, обеспечивая противолодочную оборону на площади около 2000 кв. км.
Винты, силовые установки и практически все, что можно было снять уже сняли с этих вертолетов:
Вертолёт вышел удачным, его боевая эффективность превосходила Ка-25 в 3-5 раз. Потому он стал базисным для разработки ряда модификаций и семейств новейших вертолётов. Самые распространённые варианты это Ка-27ПЛ (противолодочный), Ка-27ПС (поисково-спасательный) и Ка-28 (экспортная версия Ка-27ПЛ). Все эти варианты обустроены системой надувных баллонет, обеспечивающих их плавучесть в случае аварийной высадки на водную поверхность.
Благодаря системе надувных баллонет вертолет держится на воде при аварийной ситуации.
Ка-28 на службе в китайской армии:
Ка-27ПС (ПС — поисково-спасательный). Фото взята с Википедии:
Ка-27ПЛ (противолодочный):
Летательный аппарат эксплуатируется в вооруженных силах и по сей денек. А в конце 2016 года на вооружение поступила модернизированная версия Ка-27М, которая равномерно подменяет Ка-27ПЛ при плановом ремонте на заводе.
Как я и упоминал Ка-27, стал базой для ряда вертолётов и в этом заброшенном месте, рядом с ним стоял как раз один из их. Это был корабельный всепогодный транспортно-боевой вертолет Ка-29. Довольно редчайшая машинка. Которых осталось всего несколько 10-ов единиц.
Главным наружным различием Ка-29 от Ка-27 является расширенная на 500 мм носовая часть кабины с 3-мя плоскими бронестеклами.
Разработкой Ка-29 занялись в 1973 году, по заказу ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) (военно-морского флота) по программке перевооружения морской пехоты. Располагаться вертолёты планировалось на новейших огромных десантных кораблей (БДК) проекта 1174 «Носорог» — «Иван Рогов», «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко».
1-ый макет Ка-29 (Ка-252ТБ — ТБ значит транспортно-боевой) взмывает с БДК «Иван Рогов»:
2-ой макет Ка-252ТБ на полигоне в Крыму.
Серийное создание Ка-29 (по кодификации НАТО (Организация Североатлантического договора, Северо-Атлантический Альянс – крупнейший в мире военно-политический блок) — Helix-B) началось в 1984 году и с развалом СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) закончилось в 1991 году. За этот период времени было произведено всего только 59 машин. В 1987 году Ка-29 был принят на вооружение и поступил в военно-морские силы. Всего в ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) отправилось 46 вертолётов, а другие ушли в испытательные центры и в места подготовки пилотов.
Ка-29 мог делать как боевые задачки — десантировании морской пехоты и её огневая поддержка в хоть какое время суток и в всякую погоду. Так и транспортные — транспортировка грузов (до 2 тонн), личного состава и военной техники на наружной подвеске (до 4 тонн). Мог участвовать и в мед эвакуации в Ка-29 помещалось 10 покалеченых, включая четырёх на носилках.
Опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) тормознуло не только лишь серийное создание этого вертолета, да и сам авианесущий флот фактически закончил существовать. Ко 2-ой половине 90-х годов в строю оставался лишь один авианесущий крейсер и один БДК для которого разрабатывали этот вертолёт. На этом фоне Ка-29 оказались не особо то необходимы.
Судьба томных авианесущих крейсеров в 90-е оказалась грустной, из 5 построенных и 2-ух строящихся, в строю в составе ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) РФ (Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина) остался лишь один.
- «Киев» (головной корабль проекта 1143) — В 1993 году был продан за 1.6 млн. $, на данный момент употребляется как отель в Китае.
- «Минск» (проект 1143.2) — В 1994 году был продан за 4,583 млн. $ в Южную Корею, оттуда попал в Китай и стал частью развлекательного парка. На данный момент он находится в полузаброшенном состоянии. 17 августа 2024 года на нем произошёл мощный пожар.
- «Новороссийск» (проект 1143.3) — В 1994 году был продан за 4,314 млн. $ в Южную Корею, там и был разобран на металлолом в 1997 году.
- «Харьков» позднее «Баку» еще позднее «Адмирал Горшков» (проект 1143.4) — В 1994 году начался процесс реализации корабля Индии. Опосля глубочайшей модернизации в 2013 году передан Индии и стал называться «Викрамадитья».
- «Русский Альянс», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси» и в конце концов «Адмирал Кузнецов» (проект 1143.5) — Единственный оставшийся в составе морского флота Рф. На данный момент находится на ремонте и модернизации.
- «Рига» позднее «Варяг» (проект 1143.6) — Опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) стоял недостроенным, пока в 1998 году его не приобрели китайцы, которые его достроили к 2012 году и дали новое имя «Ляонин».
- «Ульяновск» (проект 1143.7) — Недостроенный атомный тяжёлый авианесущий крейсер разобранный на стапеле в 1992 году
К середине 2000-х все БДК под которые вначале делались Ка-29 были списаны. Но в 2011 был подписан договор с Францией на создание 2-ух всепригодных десантных кораблей-вертолётоносцев типа «Мистраль». И вот на любом из их планировалось расположить по 8 единиц Ка-29 для транспортных задач, а для боевых по 8 штук Ка-52К. Для этого даже начали модернизацию 10 вертолетов в 2012 году. Ведь за пару 10-ов лет оборудование на их устарело.
Опосля узнаваемых событий в 2014 году, договор на покупку УДК «Мистраль» был разорван. Но, невзирая на это, вертолеты Ка-29 продолжили проходить модернизацию и ремонт. Равномерно освеженные машинки стали поступать в оперативно-стратегические объединения ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства) Рф (ТОФ, БФ, СФ*).
Хоть вертолёты и отыскали свое пространство, потребность в всепригодных десантных кораблях осталась. Потому Россией был разработан собственный проект таковых кораблей. И 20 июля 2020 года на верфи в Керчи были заложены два УДК проекта 23900. Имена строящееся корабли получили те же, что были у списанных БДК для которых как раз проектировали Ка-29 — «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».
Окончиться стройку обязано к 2030 году и Ка-29 находятся в перечне летательных аппаратов, которые будут базироваться на этих УДК.
На данный момент в строю осталось 27 единиц Ка-29 и то это не четкая цифра, потому что они употребляются на СВО. Где уже, как минимум один раз, засветились в бою, уничтожив беспилотный надводный аппарат. Потому Ка-29 вправду редчайший вертолёт. И отыскать его в брошенном состоянии все равно, что иголку в стогу сена.
Радиопрозрачный купол, который навряд ли относился к сиим вертолетам, но лежал рядом с ними:
Узнать откуда этот вертолёт оказался в этом месте, мне так и не удалось буквально, но могу только представить, что это один из тех Ка-29, которые передавали для испытательных и учебных центров. Ведь когда-то, на месте этих руин была научно производственная площадка сплетенная с авиацией.
Снутри головного корпуса этого НПП: