Superjet 100 — 11 лет с начала эксплуатации
Суперджет 100 — это региональный/ближнемагистральный пассажирский самолёт. Он серийно выпускается с 2011 года и интенсивно эксплуатируется русскими авиаперевозчиками.
Фото и текст Славы Степанова
1. По состоянию на начало 2022 года Суперджеты эксплуатировался в 9 русских авиакомпаниях, также в 7 муниципальных и ведомственных структурах Рф и зарубежья.
2. Superjet 100 представлен публике в сентябре 2007 года, 1-ый полёт сделал в мае 2008 года. С 2011 года началась эксплуатация серийных самолётов.
3. Посреди 2021 года число перевезенных на самолётах Superjet 100 пассажиров превысило 30 млн.
4. Все Суперджеты обустроены 2-мя российско-французскими турбовентиляторными движками SaM146 производства PowerJet. Он был специально разработан для Суперджета.
5.
6. В производстве задействовано несколько компаний — в Воронеже, Новосибирске, Ульяновске. Сборка происходит в Комсомольске-на-Амуре. В первый раз в российском штатском самолётостроении применена бесстапельная сборка, автоматическая стыковка агрегатов, автоматическая клёпка и остальные технологии.
7. Цех сборки фюзеляжа (ЦСФ). Тут делается стыковка готовых отсеков на щите автоматической стыковки и установка крепежа по соединениям отсеков.
8. Цех сборки фюзеляжа состоит из четырёх производственных участков.
9. При производстве самолета Superjet 100 употребляется наиболее 600 тыщ заклёпок, гаек, болтов, штифтов и остальных маленьких деталей. Около 10% площади поверхности самолёта составляют панели и подвесные агрегаты из полимерных композиционных материалов.
10. При сборке фюзеляжа устанавливают основа пола, монтируют двери для пассажиров, багажного отделения, сервисных работ.
11. Опосля цеха сборки фюзеляжа самолёт перемещают в цех конечной сборки (ЦОС).
12. В цехе конечной сборки устанавливают оперение самолёта, крылья стыкуют с фюзеляжем, монтируют шасси, движки. Сразу инспектируют работоспособность систем самолёта, тестируют, оценивают свойство.
13. В ЦОСе делается проверка функционирования шасси, подготовка воздушного судна к постановке под ток. Это финишная часть проверки оборудования — запитывают все бортовые системы самолёта и инспектируют, как они работают и ведут взаимодействие вместе.
14. В процессе инспектируют работу всех узлов — от электроники до отдельных устройств.
15. Механизации крыла, рули направления и высоты, и остальные детали выполнены из композиционных материалов. Дюралевые части фюзеляжа покрыты жёлто-зелёной грунтовкой, а детали из композитных материалов белоснежного цвета.
16. Отработка систем под током. Оборудование тестируется в рабочем режиме.
17. Когда самолёт будет готов к полётам — он отчаливает в Ульяновск на покраску.
18. Употребляется конвейерный принцип сборки — сразу на различных стадиях производства находится несколько машин. На выпуск 1-го лайнера уходит приблизительно 84 рабочих денька.
19. Опосля окончания сборки самолёт передают на лётно-технические тесты. Обычно, лётная программка всякого новейшего самолёта состоит из восьми полётов, во время которых происходит тестирование систем в воздухе.
20. У Superjet 100 есть две модификации по дальности полёта — базисная (Basic/B) рассчитана на дальность до 3048 км, с увеличенной дальностью (LongRange/LR) — на 4578 км.
21.
22. Кабина пилотов.
23. Для управления употребляется боковая ручка — Superjet 100 стал первым русским серийным штатским самолётом с «сайдстиком».
24. В управлении реализована теория Human Centered Design — это позволило улучшить размещение рычагов управления и приборного оборудования. Сейчас в случае внештатной ситуации окончить полёт сумеет даже один пилот.
25. Кабина пилотов вооружена интуитивно понятными средствами управления, которые разрабатывались вместе с летчиками.
26. Из Комсомольска Superjet 100 совершает перелёт в Жуковский, где его принимают заказчики.
27. Центр технического обслуживания самолётов в Жуковском.
28. Работы с движком.
В движках Суперджет 100 реализована новенькая цифровая система управления третьего поколения FADEC, которая улучшает выполнение полётов и понижает расход горючего. Составляющие левого и правого движков взаимозаменяемы — один набор деталей можно употреблять для обслуживания и ремонта обоих агрегатов. В конструкции употребляется двустворчатая гондола. Таковая система упрощает сервис и доступ к быстросменным блокам.
29. В Жуковском по заказу эксплуатантов производятся более сложных процедуры технического обслуживания работ.
30. Полный пилотажный тренажёр самолета Superjet 100 в Жуковском. Подобные тренажеры установлены в учебных центрах в Шереметьево и Венеции, также в Ульяновске – в институте штатской авиации.
31. Наилучшее сочетание вместимости, дальности и удобства самолета Superjet 100 позволило в крайние годы 10-ки новейших маршрутов в обход Москвы.
32. В 2021 году создание и поставки самолётов Superjet 100 выросли наиболее чем вдвое: поставлено 28 воздушных судов, в том числе, 23 новейших лайнера.
P.S. Источники «Известий» в отрасли оценивают долю зарубежных девайсов в текущей версии SSJ100 от 50 до 75%.