Экраноплан Лунь: как он выглядит изнутри
Снаружи именитый экраноплан Лунь лицезрели почти все, а снутри боевого летучего корабля бывали единицы.
Экранопланом именуют судно, способное двигаться на маленьком расстоянии от поверхности воды, «делая упор» на динамическую воздушную подушечку, по другому именуемую экраном. На самом деле, экраноплан — это нечто среднее меж самолетом и кораблем.
«Лунь» — самый большенный в мире ракетный экраноплан. Его разработали в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в конце 70-х годов. На данный момент корабль-самолет размером с пятиэтажный дом находится в Дербенте, его сохранили в качестве музейного экспоната. Поглядите, как он смотрится снаружи и снутри.
Источник хай-тек.mail.ru, фото Юрий Урюков / Facebook
В 1986 году сошел на воду 1-ый корабль из серии боевых ракетоносных экранопланов весом 400 т. Он получил заглавие «Лунь». В разработке экраноплана участвовал авиаконструктор Николай Кузнецов:
Типичный гибрид с движками соединял воединыжды внутри себя характеристики корабля и самолета:
Проект поначалу числился многообещающим, но в 90-е его законсервировали.
Экраноплан способен двигаться над поверхностью воды за счет так именуемого «экрана»: набегающий под крыло поток воздуха сформировывает доп подъемную силу — воздушную подушечку.
Есть разновидности экранопланов — экранолеты. Они могут отрываться от поверхности на долгое время и перебегать в режим самолета.
Достоинства экранопланов перед иными видами военного транспорта — экономичность, грузоподъемность и быстроходность.
Одна из основных фишек экранолета — незаметность для радаров противника.
1-ый русский экраноплан на Западе назвали «Каспийским монстром». Размах его крыльев составлял 38 м, вся длина машинки – 92 м.
Обычно, судно летало на высоте от 4 до 14 м над поверхностью моря.
Из «Каспийского монстра» и вырос «убийца авианосцев» — ракетный экраноплан «Лунь».
1-ый и единственный экземпляр судна был спущен на воду 16 июля 1986 года.
Экраноплан сделали по самолетной схеме моноплана с трапециевидным в плане крылом.
Конструктивно корабль содержит в себе корпус, крыло с концевыми шайбами и Т-образное хвостовое оперение с рулями управления.
Если ассоциировать «Лунь» с «Каспийским монстром», то длина «наследника» уменьшилась до 73 м, а размах крыльев, напротив, возрос до 44 м.
Корпус имеет три палубы, их употребляют для размещения служебного оборудования и расчета ракетного комплекса.
Корпус экраноплана выполнен из упрессованных панелей, листовых и профильных материалов из алюминиево-магниевого сплава. Толщина обшивки — от 4 до 12 мм.
Крыло водонепроницаемо, не считая хвостовой части и закрылок. В 4 отсеках крыла расположено горючее.
Скорость хода «Луня» в свое время составляла 500 км/ч, а дальность хода — до 2000 км.
Наибольшая взлетная масса экраноплана — 380 т.
Полет «Луня» обеспечивали 8 газотурбинных движков НК-87. А в качестве вооружения использовались 6 русских противокорабельных ракет «Москит».
В 1984 году управление Минобороны вывело тему экранопланов из приоритетных для ведомства, в том числе из-за нетипичности проекта и необходимости новейших материалов.
Ракетный экраноплан «Лунь» решили сохранить в качестве музейного комплекса.
В конце июля 2020 года экраноплан морем отбуксировали к берегу у Дербента. Там он займет пространство головного экспоната в парке «Патриот».
Транспортировка неповторимого воздушного судна по Каспийскому морю заняла 14 часов.
Снутри экраноплана до сего времени находятся почти все приборы, движки и документы.
Корпус «Луня» делится переборками на 10 водонепроницаемых отсеков.
Под днищем размещено гидролыжное устройство (применяется при высадке).
В крайнее время о развитии направления экранопланов вспоминают все почаще и почаще.
К примеру, в 2019 году сделалось понятно о разработке речного пассажирского экраноплана. Им занимался Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского.
За базу для новейшей разработки в ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского взяли проект морского пассажирского газотурбохода «Ракета-2».
Согласно проектным данным, судно длиной 20 метров сумеет перевозить до 20 человек единовременно, передвигаясь со скоростью до 200 км/ч.
На теоретическом уровне, естественно, экраноплан сумеет разгоняться еще резвее, но этого ему не дозволят нормы закона о речном судоходстве.
По словам создателя фото Юрия Урюкова, визит в отсеки известного судна — «фантастика и технический экстаз».
«20 лет машинка по факту не действует, а внутренность практически как новенькая. Пахнет маслом и керосином, на месте почти все приборы и движки. В каютах матрасики, на рабочих столах — документация. Демонтировано, похоже, лишь навигационное железо и всякие лабораторные ‘темные ящики‘».