Долина мертвых экскаваторов
Морозовский карьер — один из огромнейших угольных разрезов Украины. Еще не так издавна тут бурлила работа. Любой час большие шагающие экскаваторы отгружали сотки КАМАЗов угля. На данный момент они потихоньку заржавевают и ожидают, когда их пустят на металлолом. Техника русская, 70-х годов, и германская, еще довоенная.
Репортаж о стальных чудовищах в равнине мертвых экскаваторов.
Фото Дениса Климова
Морозовский разрез — одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом напополам пережило 90-е и до недавнешнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию — за долги. Техника стала, персонал уменьшили, карьер стремительно заполнился грунтовыми водами. Разрез ожидает рекультивация — молвят, его желают разрабатывать китайцы.
В крайнее время «равнина мертвых экскаваторов» весьма популярна посреди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё сложнее.
Карьер отлично охраняется. Сверху — два поста. Сторожи — хорошие ребята, ранее работали тут экскаваторщиками. На мой вопросец можно ли спустится вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие сплав режут!». Пригляделся — таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда практически любые 5 минут. Растаскивать есть что:
Мужчины свято веруют, что скоро экскаваторы починят и создание возродят. Как грицца — блажен, кто верит.
По подсчетам, залежей угля тут хватит еще лет на 20 активной добычи.
Основная достопримечательность судьба — огромный роторный экскаватор. Слева понизу стоит обыденный — можно сопоставить размеры:
Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающий-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтоб было понятно — это около 200 КАМАЗов. Повторяю — в час!
Машинка 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности пару лет и здесь, на месте, рабочие собирали этого монстра. Весит громада 4 000 тонн. Это приблизительно как 80 жд пассажирских вагонов. В обхвате реально практически с мою хрущевку-пятиэтажку:
Двигался он со скоростью два метра за минуту. Медлительно, но правильно) Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, опосля что драглайны (см. ниже) приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.
Большущее колесо на конце стрелы — фактически, ротор. Поперечник — 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Не так давно их срезали на металлолом:
Драглайн. Он же — шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой — снова таки ничего сложного. Буковкы просто аббревиатура. Числа означают размер ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно:
Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря:
Лапки) Конкретно ими он «шагает»:
Незначительно деталей:
А это — его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы — 70 метров. Для сопоставления — это обычная ширина футбольного поля:
Просто неописуемые цвета. Никогда не лицезрел такового сочетания в природе:
Воды с каждым годом всё больше. Местные молвят — глубина «высотой с три столба».
Молвят, любой денек уровень воды поднимается на 1 см. Под водой – линия электропередач, сборочный поток и еще много что. Практически утоп и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся малеханькими. По сути стрела правого экскаватора 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-либо динозавров:
Слева на холмике — наш старенькый знакомый, по которому мы лазали:
Конвейерный мост — единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, опосля 2-ой мировой. Там он с 1929 года употреблялся на угольном разрезе в городке Брегвитц:
Еще в карьере вроде как есть два старенькых германских экскаватора. Но или я до их не дошел, или их уже успели разрезать на сплав.Мы с вами не в Германии живем, потому музей из стальных чудовищ созодать никто не будет. Так что если желаете узреть их вживую — поторопитесь.