«Дмитрий Донской» — самая большая атомная подводная лодка в мире
«Дмитрий Донской» — это самый большенный и мощнейший атомный подводный крейсер в мире. Длина корабля — 172 м, ширина — 23,3 м, а высота — 26 м. Корпус можно сопоставить по габаритам с девятиэтажным домом на 5 подъездов. И даже при таковых циклопических размерах АПК развивает скорость под водой до 40 км/ч. Подлодка изготовлена по необычной технологии — за базу взяли систему катамарана. Снутри размещено два автономных корпуса из титанового сплава, которые соединены 3-мя переходами.
АПК относится к проекту 941 «Акула», в рамках которого выстроили 6 кораблей. На данный момент остался в строю лишь самый 1-ый. На данный момент АПК «Дмитрий Донской», приписан к Беломорской военно-морской базе в Северодвинске.
Фото и текст Славы Степанова
1. Проект «Акула» начали разрабатывать, когда возникла информация, что в США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) собираются строить серию огромных подводных ракетоносцев «Огайо». В то время меж США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) был ядерный паритет — ситуация, когда попытка удара по противнику привела бы к глобальному ядерному конфликту (Конфли?кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм). Потому новое орудие у одной стороны было нужно уравновесить. Брежнев отдал приказ военным сделать новейшие атомные подводные лодки, которые не уступали бы южноамериканским. И конструкторы даже перевыполнили задачку — русские АПЛ стали самым массивным подводным орудием в мире.
Проект «Акула» начали разрабатывать на год позднее «Огайо», но 1-ая АПЛ новейшей серии возникла в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) на месяц ранее, чем у США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке). В 1980 году подводный крейсер, который тогда еще не называли «Дмитрий Донской», спустили на воду. А с 1982 года он несет службу в Северном флоте.
2. По плану было нужно расположить на крейсере самые огромные морские баллистические ракеты РСМ-52 весом практически 100 тонн любая. На обыкновенной подводной лодке такое вооружение установить нереально. Задачка принудила на сто процентов переосмыслить подход к созданию подводных лодок.
Создатели давали наиболее 200 мыслях конструкции. Финишный вариант атомохода разработан в КБ морской техники «Рубин» под управлением Сергея Ковалёва. Основная изюминка — внутренняя часть лодки выполнена по прототипу катамарана — она состоит из 2-ух отдельных корпусов с общей обшивкой. Основное вооружение размещено в фронтальной части меж корпусами.
3. Длина АПК «Дмитрий Донской» 172 м, ширина 23,3 м, а высота 26 м. По габаритам лодка фактически соответствует девятиэтажному дому с пятью подъездами. Водоизмещение — 48 тыщ тонн, как у 19 олимпийских бассейнов. Тяжело представить, что при таковых циклопических размерах крейсер развивает на поверхности скорость до 20 км/ч, а под водой разгоняется до 40 км/ч. Для движения употребляются два большущих семилопастных винта, которые укрыты обтекателями для понижения шума.
Лодка рассчитана на экипаж из 160 человек. Наибольшее время автономного плавания — 120 суток. Рабочая глубина погружения 320 м, но по мере необходимости АПК может уйти на глубину до 400 м. Лодка разработана для северных критерий и может проламывать лёд шириной до 2,5 м — субмарины «Огайо» так не могут.
4. При строительстве лодки в первый раз применили способ агрегатной сборки — по этому принципу позже строилось большая часть подводных лодок и надводных кораблей СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Для производства выстроили отдельный цех, который стал наикрупнейшим в мире скрытым эллингом.
5. Два внутренних корпуса дублируют друг дружку. В любом — свои каюты, реакторы, движки. Таковая система была изготовлена для размещения ракет, но сразу она увеличивает живучесть корабля — если будет поврежден один из корпусов, экипаж {перемещается} во 2-ой и продолжает нести службу. Это понижает возможность смерти подводной лодки до минимума.
6. Заглавие «Дмитрий Донской» крейсер получил в 2002 году, когда его опосля модернизации повторно ввели в состав Северного флота. АПЛ стала самым отработанным испытательным комплексом в стране — крейсер участвовал в испытаниях баллистических ракет, автоматической системы управления пуском по команде из Генштаба. Современные баллистические ракеты «Булава» тоже испытывали тут — и опосля этого новейшие модели взяли на вооружение.
7. Верхний рубочный лючок, через который можно попасть вовнутрь АПЛ.
8. Рубка.
9. Основной командный пункт. Это центральный пост управления подводной лодкой — отсюда отдают команды на погружение и всплытие, управляют движением, проводят ракетные и торпедные стрельбы.
10. Оператор за пультом может управлять всеми системами и связаться с боевыми постами лодки.
11. Этот пульт именуется «Молибден» — с него управляют забортными системами, вентиляцией, системами погружения, всплытия, водоотливными и осушительными устройствами. «Молибден» — боевой пост командира дивизиона живучести электромеханической боевой части.
12.
13.
14. Боевой пост управляющего сигнальщика, который следит за обстановкой, обеспечивает связь лодки с берегом и кораблями в море средствами зрительной связи, участвует в управлении.
15. На пульте раздельно выведены приборы и органы управления для левого и правого корпуса.
16. Когда подлодка находится на глубине, её движением управляют через пульт.
17. Рычаг управления погружением и всплытием.
18. Корабль владеет развитым крестообразное кормовым оперением с горизонтальными рулями, размещенными конкретно за винтами. Фронтальные горизонтальные рули выполнены убирающимися.
19. Когда АПЛ идёт в надводном положении, движением управляют из рубки.
20. Во время выхода в море на мостике (высшая часть рубки) находится командир корабля, старпом, вахтенный офицер, штурман, сигнальщик и старший а выходе. Курсом АПЛ в надводном положении управляют с помощью джойстика в рубке.
21. В 2017 году атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» участвовал в параде на Кронштадтском рейде. Для этого подводная лодка прошла через проливы Балтийского моря из Кольского в Финский залив. Это был надводный переход — в первый раз в истории российского ВМФ (Военно-морской флот — основная часть военно-морских сил государства).
22. На данный момент на «Дмитрии Донском» установлено 20 баллистических стратегических ракет «Булава». АПЛ не создана для близкого боя с иными морскими судами и воздушной техникой, но конструкторы предусмотрели и такую возможность. В носовой части размещено 6 торпедных аппаратов, а в боекомплекте — 22 торпеды УСЭТ-80 и ракето-торпеды «Водопад», которые поражают подлодки на расстоянии до 50 км. Для воздушных целей предусмотрены ПЗРК «Игла».
23. Любая ракета «Булава» несет 10 боеголовок с мощностью заряда по 100 кт любая. Ракеты можно запустить из подводного положения и поражать цели на расстоянии до 9300 км. Другими словами с Северного Полюса ракета может долететь до экватора.
24. Ракетные шахты размещены не снутри подлодки, а меж корпусами. «Дмитрий Донской» может запустить все ракеты залпом с глубины до 55 м.
25. Силовая установка — два водо-водяных атомных реактора по 190 МВт любой и две турбины по 45 тыщ лошадиных сил. Для критических ситуаций предусмотрены два запасных дизельных генератора.
26. Реакторный отсек.
27. Внутренние корпуса сделаны из титановых сплавов, а наружный защищен резиновым покрытием, которое понижает шум при движении. Вес покрытия — 800 тонн.
28. Переходной лючок с 1-го борта на иной. В «Дмитрии Донском» предвидено три таковых перехода — при желании можно обойти лодку снутри практически по периметру.
29. В обыденных каютах предвидено 4 кровати, как в купе поезда. В каютах для младшего офицерского состава по две кровати, у командиров — отдельные каюты. Жилого сектора на лодке нет — каюты размещены во всех вольных местах, которые не заняты оборудованием.
30. Зона релаксации. Тут есть шахматы, телек, кресла-качалки, аквариум.
31. До модернизации в центре помещения на переборке был экран, на котором изменялись рисунки — виды ночного городка, природа, горы. Всё это сопровождалось шумом дождика и ветра. А через особые воздуховоды можно было включить имитацию порывов ветра. Во время многомесячных походов тут можно было представить себя на суше.
32. Бассейн заполняется забортной водой. Лодка обычно курсирует в северных морях, потому вода ледяная — как раз подступает, чтоб погрузиться опосля парилки.
33. Баня.
34. Спортзал.
35.
36. В кают-компании расположилась работающая музейная экспозиция, которую организовали при поддержке тульского музея-заповедника «Куликово поле». Экспозиция символична — конкретно опосля Куликовской битвы российский князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.
37. Один из основных экспонатов выставки — булава. Это древнее орудие на «Дмитрии Донском» поменяло обычную для подводников кувалду, с которой проводят ритуал посвящения новичков. На подводных лодках любой новейший член экипажа должен испить пол-литра морской воды и поцеловать качающуюся кувалду. На «Дмитрии Донском» новенькие целуют булаву.
38. Камбуз. Во время морских походов в меню есть шоколад, красноватое вино, красноватая икра либо рыба.
39. Все отсеки герметично запираются.
40. На лодке часто проходят учения, на которых личный состав отрабатывает деяния при боевых и аварийных повреждениях. Учения проводятся даже когда лодка стоит на базе.
41. У основания рубки размещены две всплывающие спасательные капсулы, на которых может эвакуироваться весь экипаж.
42. В случае критичной трагедии капсулы отделяются от корпуса и всплывают. Это доборная мера предосторожности на вариант, если у лодки пострадают все герметичные корпуса либо она не сумеет подняться на поверхность.
43. В капсулах есть всё нужное — даже тёплая одежка из верблюжьей шерсти. Оснащение рассчитано так, чтоб команда могла дождаться спасателей в критериях северного атмосферного климата.
44. Но лодкам проекта «Акула» спасательные капсулы обычно не требуются — у этих АПЛ весьма надежная система.
45. «Дмитрий Донской» не раз выходил в море на несколько месяцев, проводил по 120 суток без подъёма на поверхность. 12 раз лодку признавали наилучшим кораблём в соединении.
46. В 1988 год АПК «Дмитрий Донской» занесли в Книжку рекордов Гиннеса как самую огромную подводную лодку. И до сего времени никто не сумел повторить итог работы русских инженеров.
47. АПК «Дмитрий Донской», приписан к Беломорской военно-морской базе в Северодвинске и несёт службу и по сей денек.
48. Атомные подводные лодки есть в 6 странах мира, еще три планируют сделать таковой флот. Самые огромные АПЛ принадлежат Рф и США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке).
49. Масштабы: человек рядом с подводной лодкой.
50. На данный момент «Дмитрий Донской» — единственный крейсер из проекта «Акула», который находится в строю. Его тоже планируют вывести из состава флота, но четкой даты пока нет. Зато понятно, что своё имя крейсер передаст последующему поколению — преемнику из новейшей серии АПК проекта 955-А «Борей-А». Новейшие лодки наиболее действенные, но, очевидно, уступают гигантам «Акулам» в размерах.
51. Таковых огромных атомных подводных крейсеров, как «Дмитрий Донской», никто, не строил — ни до него, ни опосля. И спецы считают, что аналогов мы не увидим и в дальнейшем. Проект «Акула» разрабатывали в ответ на возникновение новейшего орудия в США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке). К счастью, по прямому предназначению крейсер применять не пришлось. Этот крейсер стал истинной легендой, эмблемой прохладной войны — и занял заслуженное почётное пространство в истории вооружений.