Атомный ледокол «Урал» — ходовые испытания в Финском заливе
Атомный ледокол «Урал» относится к судам проекта 22220 — это серия самых огромных и массивных атомоходов в мире. Эти ледоколы всепригодны: они могут проламывать трёхметровый лёд в океане и проходить по устьям полярных рек. За счёт двухосадочного механизма работы такие суда могут поменять большая часть старенькых ледоколов.
Ледоколы проекта 22220 строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. 1-ый атомный ледокол этого проекта именуется «Арктика», его передали заказчику в 2020 году. В 2021 вступил в строй 2-ой ледокол, «Сибирь». В 2022 году — будет передан «Урал», 3-ий представитель линейки самых огромных атомных ледоколов в мире. Всего пока запланировано выстроить 5 таковых заказов.
С 14 по 31 октября 2022 года проводились ходовые тесты новейшего ледокола в Финском заливе. «Урал» удачно прошёл все проверки и планируется, что до конца года будет передан заказчику — ФГУП «Атомфлот». Основная задачка серии — обеспечить круглогодичную навигацию в Арктике, экспедиций и обслуживания Северного Морского пути. Суда этого проекта в наиблежайшие годы станут основой штатского ледокольного флота Рф.
Фото и текст Славы Степанова
Проект 22220 начали разрабатывать, когда настало время обновлять парк ледоколов — почти все суда русского производства издавна отработали собственный ресурс. В рамках обновления сделали проект самых огромных и массивных атомоходов в мире. Заглавие проекта ЛК-60Я расшифровывается как ледокол мощностью 60 МВт с ядерной установкой.
2. Основное отличие этих атомных ледоколов от машин прошедшего поколения — внедрение в конструкции двойной осадки. Они способны проводить караваны судов в арктических критериях, пробивая лёд шириной до трёх метров. А могут работать на мелководье — в устьях полярных рек.
3. Перед конструкторами стояла задачка — выстроить атомный ледокол, который сумеет длительно автономно работать в арктических критериях, обеспечит наивысшую ширину прохода, сумеет буксировать суда, участвовать в спасательных операциях. Создатели представили проект ледокола длиной наиболее 173 м, шириной 34 м и высотой 52 м. Нос судна способен разламывать лёд шириной до трёх метров. При всем этом ледокол рассчитан на 40 лет службы, хотя максимум для прошедших поколения был всего 25 лет.
4. Обновлённая энергоустановка может работать до 7 лет на одном заряде, а вместимость судна дозволяет взять с собой больше припасов и автономно проводить в плавании наиболее года.
5. По традиции у всякого атомного ледокола проекта 22220 есть крёстная мама — о борт «Арктики» бутылку шампанского разбивала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, ледокол «Сибирь» стал крестником председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой. Крёстная мама «Урала» — председатель Центробанка Эльвира Набиуллина.
6. Жилая надстройка. Атомный ледокол рассчитан на экипаж из всего 53 человек. Большая часть устройств работает автоматом, потому с работой совладевает таковая малочисленная команда.
7. Большой атомный ледокол в мгле смотрится как плавучий город.
8.
9.
10. В октябре 2022 года «Урал» покинул набережную Балтийского завода в Санкт-Петербурге и приступил к выполнению программки ходовых испытаний. Это неотклонимый шаг строительства — без испытаний ледоколы заказчику не передают.
11. Три недельки сдаточная команда Балтийского завода вместе с производителями отдельного оборудования и представителями заказчика инспектировала работу узлов, устройств и аппаратуры ледокола. Тесты проводились комплексно — от ходовых черт до проверки работы телевизоров в каютах. Тестировали автоматику, системы навигации, вертолётный комплекс и остальные элементы судна.
12. Задачка ходовых испытаний — не только лишь проверить работу всех систем ледокола, да и оценить их взаимодействие. По отдельности системы инспектировали ещё на заводе — в течение года тестировали любой узел. А на ходовых испытаниях оценивают как всё работает в настоящих критериях. Самые принципиальные этапы — проверка системы электродвижения, работы паротурбинной установки, средств связи и навигации, маневренно-скоростных черт.
13. Мостик. Ходовая рубка.
14. Для управляющего судового устройства предусмотрен отдельный шаг проверки. Оценивают движение при перекладах руля на очень вероятные углы. Непременно инспектируют непрерывную работу в последнем положении в течение 1-го часа — в это время ледокол движется по кругу. Принципиально, чтоб указатели на всех постах совпадали с настоящим положением руля. Ещё тестируют возможность управления судном на заднем ходу с помощью лишь руля либо гребных винтов. Маневренные свойства инспектируют на полном ходу и при скорости 12 узлов — определяют характеристики выбега и реверса на различных манёврах.
15. Машинный телеграф передаёт из ходовой рубки в машинное отделение команды на изменение режимов работы движков.
16. Атомный ледокол способен развивать скорость хода в 22 узла — это порядка 40 км/ч. По трёхметровому льду судно движется со скоростью 2 узла — практически 4 км/ч.
17. На экранах в ходовой рубке показываются главные характеристики движения ледокола.
18. Управляющий. Системы электродвижения проверяется на разной мощности реактора и основных электродвигателей. Систему тестируют на различных скоростях.
19. В ходовой рубке находятся посты судоводителя, штурмана и управляющего. В обыденных критериях вахту в ходовой рубке несут всего три человека. Когда судно идёт по льдам и приходится держать курс вручную, на вахту заступает 2-ой управляющий.
20. Руль.
21.
22. Атомные ледоколы проекта 22220 строят на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге — создание кораблей на этом заводе было основано ещё в 1856 году. Конкретно на Балтийском заводе сделали атомные ледоколы прошедшего поколения, большая часть из которых до сего времени в строю. А ещё конкретно тут выстроили плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов», у которого нет аналогов в мире.
23. Центральный пост управления (ЦПУ) нужен для работы с энергетической установкой. В её состав заходит двухреаккторная установка и два парогенерирующих блока термический мощностью 175 МВт. За счёт пара в турбогенераторах вырабатывается около 72 МВт электроэнергии, которая нужна для судовых систем и трёх гребных электродвигателей.
24.
25. Любая установка производит 248 тонн пара в час. Система работает по классической и испытанной в отрасли атомной энергетики двухконтурной схеме. Паротурбинную установку для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энерго-маш».
26. На полосы валополвода во время испытаний инспектируют упрямые подшипники, дейдвудные устройства и остальные элементы системы, которая передает вращающий момент от мотора к движителю — гребным винтам.
27. Тестировали и работу противообледенительного устройства — системы, которая подаёт воздух на оба борта и предутверждает образование льда на судне.
28. Во время проверки навигационного оборудования вычисляли и оценивали погрешности гирокомпаса и магнитного компаса, навигационного эхолота, проводили калибровку доплеровского лага, запускали автопилот. Доплеровский лаг — это устройство для измерения скорости движения судна.
29.
30. Одна из программ испытаний — идти задним ходом по кругу в течение часа. При всем этом проверяется устойчивость управляющего управления.
31. Трек, сформированный за одни день испытаний с выполнением различных манёвров.
32. Тесты системы пожаротушения.
33. Для тушения пожаров на ледоколе имеются три стационарных лафетных ствола: два в фронтальной части судна и один в кормовой.
34.
35. Пена.
36.
37.
38. Якорное устройство.
39. Средняя скорость выбирания якоря обязана быть не наименее 9 м/мин.
40. Чистка якорной цепи от донного ила.
41. Корма ледокола.
42. Новенькая кранцевая защита на корме. Время от времени ледоколу приходится брать на буксир остальные корабли на «жёсткую сцепку». Кранцевая защита нужна для амортизации, чтоб корпуса судов не повредили друг дружку.
43. Вертолётная площадка.
44. У ходовых испытаний есть серьезный план и регламент. За 3 недельки участники выполнили все пункты.
45. У спускоподъёмных устройств дежурных шлюпок время подъёма с поверхности воды обязано быть не наиболее 5 минут.
46. «Урал» удачно прошёл ходовые тесты и готовится к приёмке.
47. Систему ледоколов проекта 22220 разработали на базе данных, приобретенных в процессе эксплуатации судов типа «Арктика» и «Таймыр». Создатели употребляли математическое и натурное моделирование поведения судна в различной ледовой обстановке.
48. В итоге вышли самые огромные и массивные ледоколы в мире. С таковой техникой не жутки льды Северного Ледовитого океана, можно отчаливать в сложные экспедиции и круглый год перевозить грузы по Севморпути.
49. Северное сияние над Финским заливом.
50. Это лишь часть команды людей, которая проводила ходовые тесты атомного ледокола.
51. «Урал» — это не окончание линейки ледоколов по проекту 22220. На данный момент на стапеле Балтийского завода ещё два заказа – атомоходы «Якутия» и «Чукотка».