Атомные ледоколы — новые покорители Арктики
Северный морской путь ранее был несбыточной мечтой — это самый маленький маршрут по воде из Европы в Азию, в 2 раза резвее, чем через Суэцкий канал. Но есть неувязка — даже в летнюю пору там на пути встречаются льды и есть трудности с судоходством. А в зимнюю пору фактически весь путь затянут льдом.
Главный метод транспортировки грузов по Севморпути — в сопровождении ледокола. Опосля строительства атомных гигантов серии 22220 проводка судов по льдам стала еще проще. Эти ледоколы именуют новенькими покорителями Арктики. Для их даже трёхметровый лёд не препятствие. Ледоколы атомные — в этих краях трудности с дозаправкой судна, а у ядерных силовых установок большая автономность — на одном заряде судно может ходить до 7 лет.
На данный момент эти ледоколы уже в строю и работают по всей акватории Севморпути — проводят суда через Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря.
Фото и текст Славы Степанова
1. Путь по северным морям находили издавна. Еще в 1525 год засол царя Василия III Дмитрий Герасимов составил 1-ый проект Северного морского пути и первую карту берегов Северного Ледовитого океана. В XVI веке была организована экспедиция по поиску морского пути в Китай, а Семён Дежнёв в первый раз прошёл по проливу, который делит Азию и Америку. В XVIII веке было несколько экспедиций на Камчатку. В итоге разработали генеральную карту Величавой Северной экспедиции.
Морской путь пробовали освоить, чтоб добираться морем по северной границе Евразии, а не по южной. Для сопоставления — от Мурманска до портов Стране восходящего солнца по Севморпути около 6000 миль. Зависимо от ледовой обстановки, судно издержит на этот путь около 18 дней. А через Суэцкий канал — около 12 тыщ миль и 37 дней. Не считая того, на арктических трассах не достаточно движения и уж буквально не бывает пиратов.
Но кратчайший путь из Европы в Азию огромную часть года малопригоден для обыденного судоходства. При освоении Арктики суда исследователей не раз зажимало льдами, путникам приходилось по несколько месяцев ожидать спасателей либо добираться до земли пешком. Так было до возникновения новейших атомных ледоколов.
2. Атомный ледокольный флот Рф — единственный в мире. Больше ни у одной страны нет таковых судов. На данный момент в состав флота заходит 7 атомных ледоколов и единственное в мире транспортное судно с атомной установкой — «Севморпуть».
Первым арктическим ледоколом в Рф был паровой «Ермак», который выстроили на британской верфи в 1898 году по заказу Русской Империи. А 1-ый атомный ледокол — «Ленин». Судно выстроили в 1959 году. С него и началась история атомного ледокольного флота Рф.
3. Самые новейшие ледоколы в строю — из проекта 22220. На данный момент это самые огромные и массивные ледоколы в мире. Это суда с двухосадочной конструкцией. Особенные цистерны в бортах и днище (балластные танки) разрешают судну поменять осадку и работать как в северных морях, так и в устьях сибирских рек.
4. Головной всепригодный атомный ледокол по проекту 22220 ввели в эксплуатацию в 2020 году. Судно окрестили «Арктика» — в честь знаменитого ледокола, который первым достигнул Северного полюса в надводном положении и прошёл в общей трудности наиболее миллиона миль. А с 2022 году в Росатомфлоте работают ещё два его «брата-близнеца» — ледоколы «Сибирь» и «Урал».
5. Все ледоколы проекта 22220 работают в акватории Севморпути. Четвёртое судно серии, «Якутия», уже достраивается на плаву и к концу 2024 года встанет в строй. 5-ое, «Чукотка», готовится к спуску на воду. Ещё два, «Камчатка» и «Сахалин», готовятся закладке.
6. Длина всякого ледокола проекта 22220 около 173,3 м, ширина — 34 м. По незапятанной воде суда развивают скорость до 22 узлов (около 40 км/ч), по льду шириной 1,5 м — до 12 узлов (около 22 км/ч). И даже трёхметровый лёд не останавливает судно — ледокол идёт вперед, хотя скорость и понижается до 2 узлов (около 4 км/ч).
Толщина льдов на Северном морском пути обычно не превосходит 3 м, потому современные ледоколы способны пройти акваторию Севморпути в хоть какое время года.
7. Ядерная энергетическая установка всякого ледокола состоит из 2-ух реакторов по 175 МВт любой. Они практически в 2 раза легче и дешевле атомных установок, которые использовались до этого — за счёт того, что парогенераторы сейчас находятся снутри реактора. Мощность на валах добивается 60 МВт — приблизительно 81,5 тыс. л.с. Для сопоставления, на ледоколе «50 лет Победы» мощность на валах 55 МВт, 75 тыс. л.с.
Ядерные реакторы обеспечивают наивысшую автономность — ледоколы могут работать без перезарядки около 7 лет. Атомоходы практически не привязаны к портам — даже продукты на их обычно доставляют на остальных судах.
8. Термин «переменная осадка» означает, что судно может по мере необходимости подниматься и опускаться в воде. Когда ледокол выходит на глубину, особые емкости снутри заполняются водой и судно погружается. В таком положении проще разламывать толстый лед. А когда необходимо выйти на мелководье, воду откачивают за борт — и ледокол поднимается. Малая осадка судна около 9,03 м, наибольшая — 10,5 м.
9. Управляют ледоколом из ходовой рубки. Она находится на самой верхней палубе, конкретно отсюда раскрывается наибольший обзор.
10. В ходовую рубку стекается вся информация, тут установлено оборудование для определения курса, контроля за окружающей надводной и подводной обстановкой. Вахту несут старпом, вахтенный ассистент, матрос. Длительность вахты — 4 часа, потом 8 часов отдыха.
11. Опосля первого атомного ледокола «Ленин» в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) разработали серии тяжёлых и мелокоосадочных ледоколов. 1-ые должны были работать на открытых морских участках. 2-ые — на мелководье и в устьях рек. Ледоколы проекта 22220 делают задачки обеих серий.
12. На ледоколах проекта 22220 ходовая рубка — обширнее, чем на остальных атомных ледоколах. Ее ширина 34 метра — столько же, сколько и ширина самого ледокола. С высоты 31,2 м над уровнем моря видимость может достигать 11-12 морских миль. Из высочайшей рубки комфортно рассчитывать маневры и выстраивать курс. Есть такое выражение: «Ледокольщики прямо не прогуливаются». При управлении ледоколом стараются отыскать участки с трещинками либо места, где лёд тоньше, чтоб судно, которое взято под проводку, шло резвее и было в наибольшей сохранности.
13. Некие транспортные суда ледового класса и сами могут проложить для себя путь.
14. Заявки на проводку судна оформляются за длительное время до рейса. Ледоколы не простаивают в портах — обычно опосля сопровождения 1-го судна они забирают другое и отправляются в оборотный путь.
Большая часть грузов — нефтепродукты, газ, продукция с компаний Норникеля, 1-го из огромнейших в мире производителей никеля, палладия и платины.. В главном атомные ледоколы проекта 22220 работают в западной части Севморпути — в Обь-Енисейском районе Карского моря.
15. Есть два способа проводок: лидирование и буксировка. В первом случае ледокол идет перед караваном и прокладывает канал. Во 2-м судно заводится к кормовому вырезу. Его пришвартовывают к ледоколу. Мореплаватели именуют эту операцию «взять на усы». Опосля этого начинается буксировка.
16. Основное устройство управления судном – это телеграфы 3-х основных электродвигателей, через которые старший вахты управляет ледоколом. На телеграфе чувствительное управление — движениями большущего атомохода управляют с помощью этих рычагов. На атомоходах можно идти малым ходом и буквально подвести судно, а можно практически одномоментно передать наивысшую мощность на ходовые движки — это увеличивает маневренность судна.
17. На новейших ледоколах есть доп кормовой пост с своим телеграфом. Старпом может перейти туда, чтоб было удобнее управлять сближением с ведомым судном.
18. Пока ледокол сближается с судном, матросы готовят швартовы, чтоб взять его «на усы».
19. У ледоколов есть кормовой вырез, в который помещают нос ведомого судна. Оно обязано быть крепко зафиксировано, чтоб буквально повторять движения ледокола по льдам.
20. Команда на ледоколах опытнейшая — они раз в год делают не один десяток проводок.
21. Когда судно идёт сходу за ледоколом, канал не успевают заполнить льдины. Время от времени по проложенному каналу нереально пройти уже через час — кусочки льда заполняют поверхность и смерзаются. На ледоколе такую поверхность именуют сплочённый лёд.
22. Буксировка судна может показаться обычной задачей, но на самом деле это согласованная работа сходу 2-ух установок. Натяжение троса при буксировке не обязано быть очень мощным — по другому трос не выдержит и порвётся. Даже трос шириной 60 мм не выдержит массу гружёного судна. Потому все маневры судов синхронизируют, ледокол и ведомое судно сразу замедляются и ускоряются.
23. Ледоколы способны организовать транспортный коридор через 5 морей — от мыса Желания на Новейшей земле и до мыса Дежнева на Чукотке. Но Восточная часть этого пути пока употребляется изредка. К примеру, в феврале 2022 года в первый раз в истории навигации ледокол «Арктика» выполнил проводку каравана по Севморпути с востока на запад.
24. Огромные ледоколы проводят суда по глубочайшей воде. Чем поглубже атомоход погружён в воду, чем больше осадка — тем проще он проходит толстый ледяной покров. Но если судну необходимо зайти в речной порт — нужна наименьшая осадка. Ледоколы проекта 22220 всепригодны и могут делать обе задачки.
25. Самые тяжёлые для судоходства месяцы — март, апрель и май. В этот период заканчивается нарастание льда. Океан на почти все мили покрыт толстым слоем льда, с которым управится не любой ледокол. Севморпуть практически волен ото льда лишь с июля по октябрь.
26. Невзирая на большие размеры и мощность, ледоколом управляет сравнимо маленькая команда. По штату — всего 54 человека. Для работы первого атомохода «Ленин» необходимо было в 4,5 раза больше людей.
27. Бак ледокола. Баками на судах именуют носовую часть. Тут размещены лебёдки, канатоукладчики, якорно-швартовочный комплекс и другое оборудования для буксировки и эскортирования судов. Все материалы рассчитаны для работы в арктической зоне при температуре воздуха до -50°C и брутальной морской воде.
28. Все ледоколы вначале выходят из порта Мурманска и проходят по Баренцеву морю. Зависимо от погодных критерий, маршрут прокладывают или через мыс Желаний, или через пролив Карские ворота.
29. В зимнюю пору в северной части Енисея без атомных ледоколов грузы доставлять нереально. Морских портов там нет, транспортного сообщения с Дудинкой по суше нет, река покрывается льдом. На данный момент для выгрузки судов готовят специальную ледовую площадку. К судну подъезжают грузовики, а погрузку обычно делают краны и приспособления, которые установлены на палубе.
Такие места погрузки/разгрузки именуют ледовыми причалами. К примеру, на Енисее такие зоны разгрузки работают в районах посёлков Воронцово и Караул, неподалёку от мыса Таналау.
30. Береговые спецы расчищают и смотрят за состоянием ледовых причалов — часто инспектируют толщину и целостность припайного льда. Чтоб судно встало на приготовленную площадку, атомный ледокол прокладывает подходной канал строго по оси, размеченной красноватыми флагами. Операция достаточно непростая — необходимо создать канал ровненьким, не надломить лёд очень очень, приготовить пространство для разворота судна.
Чтоб все создать верно, огромный ледокол идёт буквально по расставленным флажкам, а с береговые спецы изменяют движение по рации.
31. Ледовый причал готов принять судно. Чтоб оно встало буквально, рабочие делают прорези по в припайном льду под габариты судна и по оси. Это необходимо, чтоб надлаывание льда шло по линиям и образовалась ровненькая поверхность, по которой грузовики могут подъехать с самому борту.
На заднем плане уже виден балкер, который берёт разгон, чтоб встать буквально в намеченной позиции у ледового причала. Ледокол мало в стороне — контролирует процесс. Если у судна не получится войти в причал с первого раза — поможет приготовиться ко 2-ой попытке.
32. Теплоход на полном ходу заходит в лёд причала, чётко по намеченному створу. Лёд ломается по прорезям.
33. Таковая разработка употребляется для разгрузки и погрузки судов в необорудованных районах на Северном морском пути. Останавливается судно обычно {само по себе}, когда сила инерции понижается. Далее судно стоит, практически как в порту. Лишь порт — на ледовой площадке.
34. Обычно грузовые операции длятся некоторое количество дней. Ледокол за этот период времени успевает выполнить проводку какого-нибудь другого судна.
35. Когда судно готово к отправлению, вызывают ледокол. Обычно за время погрузки канал и воду вокруг судна затягивает льдом. Атомоход поначалу обновляет подходной канал и пространство разворота. Если судно примерзло ко льду, ледокол делает его околку, чтоб можно было отвести от ледового причала за корму. Ледокол, двигаясь кормой вперёд, аккуратненько надламывает лёд совершенно близко от транспортного судна.
36. Швартовые команды закрепляют канаты на корме ледокола и проводимого судна, чтоб отвести судно в пространство для разворота.
37. Ледокол медлительно вытягивает судно, от которого в процессе отделяются крайние кусочки льда.
38. Ледокол выводит судно в разворотное пространство и поворачивает его носом на выход. Перед рейсом ледокол подступает с носовой части, чтоб взять судно на буксир.
39.
40. Каналы, которые сделал ледокол в районе порта Таналау. Они необходимы были, чтоб поставить забрать одно судно от причала, а другое — поставить. Операция заняла 6 часов — и это считается хорошим результатом.
41. В «походном» положении судно опять берут «на усы».
42. Современный атомный ледокол — это маленький город на 54 человека. Все оборудование современное, а в помещениях круглый год поддерживается одна и та же температура. Погода в Арктике может изменяться пару раз в денек, ветер на палубе время от времени добивается 40 м/с. А снутри ледокола — тишь и удобные 22°C.
43. В команде молвят, что ледокол — это огромный комп. Всё управление тут новое, на экранах — полная информация о состоянии судна. В рубке полный комплекс радио- и навигационного оборудования, пульты ходового мостика, метеооборудование, система управления управляющий машинкой.
44. Навигация с таковым управлением еще проще, чем с десятками циферблатов. Часть оборудования имеет систему обогрева, чтоб электроника работала без перебоев в хоть какой мороз.
45. ЦПУ — центральный пост управления. Тут находятся пульты управления всеми составными частями ядерной энергетической установки ледокола. Каждым из 2-ух реакторов «РИТМ-200» управляет инженер оператор, электроэнергетикой — электромеханик, за радиационной сохранностью следит инженер службы радиационной сохранности, а управляет вахтой — старший вахтенный механик.
46. В состав силовой установки входят два реактора термический мощностью 175 МВт. Реакторная установка размещена в помещении 7 на 7 метров. Сама активная зона — около метра в поперечнике. Вода в корпусе реактора греется до температуры выше 300°C. Пар попадает в турбину, которая вращает генератор. А когда пар охлаждается — он опять преобразуется в воду и отчаливает назад в зону нагревания.
47. На ледоколах есть своя сауна, бассейн, тренажёрный зал, зоны отдыха, конференц-зал, столовая и даже солярий. Солярий — не только лишь для прекрасного загара, а чтоб восполнить нехватку солнца, когда команде приходится несколько месяцев работать в критериях полярной ночи.
48. Все суда оборудованы связью — есть телефон и даже веб через спутник. Но обыденные мобильники тут не работают. В мед блоке есть свой стационар и операционная.
49. Лакокрасочное покрытие на носу и бортах судна понижает трение о лёд. Во время рабочих рейсов оно достаточно стремительно стирается. Восстановление ЛКП обычно проводят раз в год.
50. Атомоходы проекта 22220 разрабатывались, чтоб поменять ледоколы, построенные в русское время. Это всепригодные машинки, которые могут работать на всех участках Севморпути, просто разламывают трёхметровый лёд, прокладывают каналы шириной до 37 м.
Схожей техники ранее в стране не выполнялось. По проекту на ледоколах должны были устанавливать завезенные из других стран системы электродвижения, электротехнику и другое оборудование. Но создателям пришлось самим разрабатывать решения. В итоге все вышло — атомоходы проекта 22220 фактически полностью собраны из русского оборудования.
51.
52. Ранее в русла рек могли входить лишь два атомных ледокола — «Таймыр» и «Вайгач». Оба относятся к классу «Таймыр», другими словами мелкосидящим ледоколам.
53. Эти ледоколы меньше атомоходов проекта 22220 — по длине на 20 метров, по ширине — на 5 метров.
54. «Вайгач» и «Таймыр» окрестили в честь узнаваемых ледоколов начала XX века. Корпуса ледоколов сделали в Финляндии, а вот ядерные энерго установки поставили в Ленинграде. «Таймыр» работает на Севморпути с т989 года, «Вайгач» — с 1990 года.
55. Для улучшения ледопроходимости ледоколы класса «Таймыр» оборудованы системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря сиим системам ледокол может накреняться то на один борт, то на иной, подымать выше нос либо корму. От схожих движений корпуса ледовое поле дробится, позволяя двигаться далее.
56. Долгие годы «Вайгач» и «Таймыр» были главными ледоколами на маршруте Мурманск-Дудинка.
57. В феврале-июне 2007 года ледокол «Вайгач» выполнил один из самых насыщенных рейсов — поначалу провёл наиболее 30 танкеров, которые следовали в порт Витино в Белоснежном море. Опосля этого при поддержке ледокола сделали два рейса на западное побережье полуострова Ямал. В общей трудности рейс длился наиболее 5 месяцев.
58. Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» планировалось вывести из эксплуатации в 2026 и 2027 году.
59. В феврале-апреле 2011 года «Вайгач» в первый раз в истории атомного ледокольного флота работал в Финском заливе. За 3 месяца работы на Балтике ледокол высвободил из льдов и провёл наиболее 250 судов.
60. В июле 2011 года «Вайгач» поставил рекорд — провёл танкер с 61000 тонн газоконденсата по акватории Севморпути всего за 8 суток. Ледокол участвовал в нескольких спасательных операциях, часто участвует в постановке судов к причалам портов Дудинка, Диксон и Сабетта, аккомпанирует суда Норильского Никеля. Конкретно «Вайгач» выполнил первую в истории проводку каравана судов через всю акваторию Севморпути — от восточной до западной кромки льдов.
61. Эти ледоколы уже наиболее 20 лет фактически не сходят с маршрута. На данный момент на помощь им пришли суда серии 22220, но «Таймыр» и «Вайгач» до сего времени делают принципиальные задачки и обеспечивают перевозку грузов по Севморпути.
62. До возникновения проекта 22220 флагманским ледоколом Росатомфлота был «50 лет Победы».
63. Оба ледокола работают на Севморпути. А в летние месяцы «50 лет Победы» возит туристов в экспедиции на Северный Полюс. Ледокол конфискует туристов в порту Мурманска, делает остановку на островах архипелага Франца-Иосифа и завершает маршрут прямо на географическом Полюсе Земли.
64. Таковая экспедиция — неповторимая возможность пройти маршрутом первооткрывателей и покорителей Арктики, которые изучили Северный Ледовитый океан. А почти все — гибли, так и не добравшись до Полюса.
65. Атомоход «Ямал» ввели в эксплуатацию в 1992 году, «50 лет Победы» — в 2007 году. Эти ледоколы были рассчитаны для работы на открытых морских участках. В месте столкновения со льдом наружный корпус имеет «ледовый пояс» пятиметровой высоты шириной 46 мм, У обшивки остальной части корпуса толщина 30 мм.
66. Посреди льдов Арктики можно повстречать живность — белоснежных медведей, песцов. Обычно при приближении ледокола звериные стараются уйти с его пути.
67. Песец (полярная лиса)
68. Неповторимое судно Росатомфлота — лихтеровоз «Севморпуть». Это единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой.
69. «Севморпуть» в 80-е стал верхушкой инженерной мысли — транспортник с реакторной установкой, который мог ходить в всякую точку планетки, включая Арктику. Он до сего времени в строю и готов доставлять грузы туда, где и портов никаких нет.
Вначале «Севморпуть» конструировали так, чтоб он не нуждался в ледокольной поддержке.
70. Ледокольная активность в зимнюю пору сосредоточена на западе. Сквозную круглогодичную навигацию пока лишь планируют — это перспективное направление торговых путей. Восточный участок никогда не употреблялся круглый год.
71. Полярные владения Рф — около 3 млн кс². Это фактически 18% местности страны. На данный момент дискуссируют переориентацию транспортировки нефти и газа в Индию, Китай. На Севморпути необходимо создавать центры по сжижению газа, перегрузки. Нужна инфраструктура нужна — и резкое усиление ледокольной группировки. Мощная ледокольная группировка — это толчок к освоению Арктики. Интенсивность движения повсевременно растёт. На данный момент все ледоколы задействованы.
72. Современные атомоходы — это экологически незапятнанный транспорт. Снутри употребляются мусоросжигатели, установки для опреснения, очистные сооружения — никаких выбросов вредных веществ в океан.
73. С возникновением новейших ледоколов вырастают транзитные способности Севморпути. На современных атомоходах можно освоить и восточный сектор, организовать сквозные рейсы на Чукотку.
74. Мореплаватели молвят, что любой новейший ледокол выходит всё наиболее надёжным, комфортным и удобным. А в 2027 году запланирован выпуск новейшего флагмана — ледокола «Наша родина» по проекту 10510 «Фаворит» — он будет способен разламывать лёд четырёхметровой толщины, а по двухметровому идти со скоростью 15 узлов. Это в 2 раза уменьшит время прохождения Севморпути и сделает работу в восточном секторе обыденной и постоянной.
75. Атомный ледокольный флот работает без простоев — рейсы запланированы на несколько месяцев вперед.
76. В Арктике находятся главные припасы нефти, газа и остальных природных ресурсов. Тут же — самый маленький путь из Европы в Азию. А в атомном ледокольном флоте уже есть техника, которая способна аккомпанировать по этому пути торговые суда — ледоколы проекта 22220.