Атомный ледокол «50 лет Победы» — покоритель Северного полюса
«50 лет Победы» — один из больших русских ледоколов. Его стройку началось ещё в Русском союзе на верфи «Балтийский завод», но в 1990-е судно чуток не утилизировали из-за отсутствия средств. Стройку продолжили в 2003 году, опосля того, как на достройку атомохода выделили экономные средства. В 2007 «50 лет Победы» пришёл в неизменный порт приписки Мурманск, где размещена на база «Атомфлота».
«50 лет Победы» перетерпел больше всего конфигураций в сопоставлении с крайними русскими ледоколами серии «Арктика». Он разламывает лёд шириной до трёх метров. Такую проходимость даёт неповторимая форма носа ледокола, схожая на ложку. Он состоит из биметалла, который защищает корпус от льда. Длина судна — 159 метров, что в 1,5 раза больше футбольного поля. На судне установлены два атомных реактора, энергии которых хватит на освещение всего Мурманска.
Ледокол предназначен для проводки судов в Арктике и может совершать рейсы в любые районы Северного Ледовитого океана. Почаще всего судно работает в районах Карского моря и Обской губки. В летнюю пору на ледоколе «50 лет Победы» организуют круизы на Северный полюс для туристов.
Фото и текст Славы Степанова
1. Ледокол заложен 4 октября 1989 года под именованием «Урал», в первый раз его спустили на воду четыре года спустя. Но предстоящее стройку было приостановлено из-за отсутствия средств. Лишь в 2003 году стройку ледокола возобновили, и в 2007 «50 лет Победы» пришёл в неизменный порт приписки Мурманск.
2. Длина судна составляет 159 метров, а ширина — 30 метров. На борту ледокола установлены два ядерных реактора и две турбинные установки — данной мощности хватит на освещение Мурманска.
3.
4. Ходовой мостик.
5. Чтоб верно выстроить маршрут, нужна информация о льдах на пути. «С берега» присылают спутниковые снимки района, в каком предстоит работать. Но такие снимки дают лишь общее представление о ледовом покрове — очень мала детализация. С ними можно избрать маршрут стратегически.
При движении ледокола команда опирается на радиолокационную станцию. На дисплее радара можно узреть очертания и характеристики ледяного покрова и впору скорректировать курс. Единственный недочет — радар указывает обстановку лишь на расстоянии 6 морских миль (11 км).
6. Машинный телеграф задаёт фронтальный либо задний ход ледокола, от самого малого до полного хода. Обороты движков контролируются по указателям. Перевод винтов из «полный вперёд» до «полный вспять» занимает 11 секунд.
7. Пост управляющего матроса находится прямо по центру ледокола, с фактически полным обзором носовой части судна.
8. Капитан ледокола Дмитрий Лобусов. Дмитрий наиболее 40 лет работает на атомных ледоколах и с 2008 года является капитаном «50 лет Победы».
9.
10. Ледокол может проламывать лёд шириной до 3 метров.
11. Машинное отделение ледокола. На судне установлены два атомных реактора, общая мощность силовой установки — 75 000 лошадиных сил. Во время рейса постоянно работают оба реактора, приблизительно на 40% мощности любой. Ледокол заправляют Ураном-235, полного припаса хватает от 4 до 6 лет, опосля чего же судно перезаряжается в Мурманске.
12. В летнюю пору «50 лет Победы» совершает арктические круизы для туристов, сиим занимается компания Poseidon Expeditions. Самое доступное размещение обойдётся наиболее чем в 2,5 миллиона рублей на человека. Это разъясняется высочайшей стоимостью фрахта и большенными затратами на команду, питание, логистику и почти все другое.
13. Корпус ледокола укреплён биметаллическим поясом. Такое решение не применялось нигде до проектирования новейших ледоколов типа «Фаворит», которые на данный момент строятся на верфи.
14. Ледокол на Северном Полюсе. По традиции судно даёт длинный гудок — достигнута «верхушка мира».
15.
16. Самое куцее кругосветное путешествие – вокруг указателя «NorthPole. 90».
17. Ледокол стоит на полюсе около суток. Всё это время сотрудники государственного парка «Российская Арктика» охраняют участников экспедиции от белоснежных медведей.
18. Толщина стали в местах, где корпус разламывает лёд — приблизительно 5 см.
19. Экипаж ледокола состоит из 106 человек, в летнюю пору во время круиза «50 лет Победы» может перевезти 128 туристов.
20. Ледокол движется к бухте Тихая у острова Гукера, 1-го из почти всех в составе Земли Франца Иосифа. Тут находится бывшая полярная станция, которая действовала с 1929 по 1960 годы. В 2012 году станцию вернули, она стала частью государственного парка «Российская Арктика». В летнюю пору тут работает самое северное в мире почтовое отделение.
21. Земля Франца-Иосифа — самый северный архипелаг Евразии, там вырастают самые непривередливые полярные растения, мхи и лишайники. Неизменного населения на островах нет, в главном это учёные на исследовательских станциях, метеорологи и пограничники.
22. Ледокол проплывает у мыса Флигели. Это самая северная точка Рф и наиблежайшая островная точка к полюсу. Расстояние от неё до Северного полюса — 911 км.
23.
24. По незапятанной воде атомоход «50 лет Победы» идет со скоростью до 21 узла (38 км/ч), но льды замедляют движение. Покров шириной 2,8 м ледокол проходит на скорости до 3 узлов (5-6 км/ч). В 2014 году конкретно этот ледоход доставил во время полярной ночи Олимпийский огнь на «верхушку мира», а в 2017 году поставил рекорд — добрался от Мурманска до Северного полюса за 79 часов. Средняя скорость такового рейса выходит около 16 узлов (30 км/ч).
25. Когда экипаж швартует ледокол к дрейфующей льдине, она часто двигает судно за собой. С каждым годом отыскать пригодную льдину становится труднее — в летнюю пору температура в районе полюса поднимается до +5 °C, а ветер и течения разбивают ледяные поля на отдельные льдины.
26. В 2017 году ледокол поставил рекорд — он добрался от Мурманска до Северного полюса за 79 часов. Туристы прибывают на «верхушку мира» лишь на 5-ый денек круиза.