Музей истории РКЦ «Прогресс»
За свою долгую и увлекательную трудовую жизнь ракетно-космический центр «Прогресс», прошлый авиазавод № 1 имени Сталина, пару раз менял свое заглавие, также профиль выпускаемой продукции. Практически всю наиболее чем вековую историю он правильно служил авиации, астронавтике и защите собственного Отечества. Воспитал не одно поколение профессиональных конструкторов, ученых, инженеров. Мировую известность предприятию принесла ракета-носитель «Альянс», сделанная на базе знаменитой ракеты Р-7. А так за время работы в РКЦ «Прогресс» было создано и сдано в эксплуатацию наиболее 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов галлактических аппаратов различного предназначения.
Предлагаю пробежаться по музею истории Ракетно-космического центра «Прогресс» и ещё раз вспомянуть его славные актуальные моменты.
Фото и текст zavodfoto.livejournal.com
История наикрупнейшго ракетно-космического компании страны, на самом деле, началась с велика. Дело в том, что 1894 году столичный завод «Дукс» выпускал велики и лишь через 15 лет переориентировался на создание дирижаблей и первых российских самолетов. Это были такие марки как «Ньюпор», «Моран», «Фарман». 1-ый самолет завода ДУКС — это биплан «Фарман». Он летал со скоростью 86 км/час. К слову, на «Фармане» было в первый раз в мире установлено ножное управление рулем поворота.
Опосля революции 1917 года предприятие переименовали в авиационный завод, присвоив ему номер 1. Но профиль сохранился. Сейчас тут выпускали в большей степени боевую авиатехнику: самолеты-разведчики и истребители И-1, И-3, И-15, И-153, МиГ-3.
Сам музей хоть и маленькой, всего три зала, но достаточно комфортный и познавательный.
Построенные на заводе самолеты Р-5 использовались в санитарной авиации, в геологоразведке, аэрофотосъемке. Но необыкновенную известность они обрели на службе в полярной авиации. Началась эта служба со спасения экипажа парохода «Челюскин». 2 августа 1933 года построенный в Дании пароход «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток для отработки схемы доставки грузов по Северному морскому пути. 23 сентября пароход попал в ледовую блокаду в Чукотском море. С экипажем на борту 112 человек он дрейфовал 5 месяцев. Но 13 февраля 1933 года он был раздавлен льдами. Предвидя таковой финал, экипаж «Челюскина» успел выгрузить на лед вещи, продукты, доски из которых были построены бараки и стал готовиться к эвакуации на сберегал. Выручать терпящих бедствие вылетели на самолетах Р-5 летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Миша Водопьянов, также Анатолий Ляпидевский и Маврикий Слепнев на самолете «Консайлидейтед-Флейстер» и Иван Доронин на «Юнкерсе». За 24 рейса они перевезли со льдины в чукотское стойбище Ванкарем весь экипаж «Челюскина». Участникам данной для нас экспедиции была устроена праздничная встреча в Москве, а все летчики стали первыми Героями Русского Союза.
Перед войной столичный завод № 1 выпускал истребители И-153 конструкции Поликарпова. Эта машинка имела скорость 440 км в час, бронированную кабину и хорошее пулеметное вооружение, но очень отставала от подобных забугорных образцов. К примеру, германский «Мессершмитт-109» имел скорость 630 км в час, превосходил в вооружении, в скорости набора высоты, был лучше защищен. Потому на заводе имени Сталина спешно создавался новейший ястребок МиГ-1, а на его базе – наиболее совершенный МиГ-3 с движком АМ-35А, конструкции А.А.Микулина. На испытаниях он развивал скорость 640 км в час, достигал «потолка» 12 тыщ метров. Этот истребитель имел три пулемета, один из которых был многокалиберным и 6 направляющих для реактивных снарядов РС-82, он обещал стать хорошим перехватчиком. Но эти хорошие машинки массовыми так и не стали. Их поменяли штурмовики Ил-2.
Самолет И-200, вошедший в историю русской авиации как МиГ-3, был задуман как высокоскоростной истребитель для ведения боя на огромных высотах, на которых обычно летают бомбовозы. В весеннюю пору 1940 года был построен 1-ый экземпляр И-200. Его испытывал летчик А.Н.Екатов. Он высказал свои замечания по поводу неудовлетворительной продольной стойкости и небезопасно легкого вхождения в штопор. Но самолет на высоте 7800 метров развивал скорость до 640 км/ч. Это была тогда наивысшая в мире скорость серийных самолетов. Недочеты в главном убрали, и самолет направили в серию. Завод № 1 выстроил 100 таковых машин. Постановлением СНК от 2 октября 1940 года заводу № 1 предписывалось приступить к серийному выпуску усовершенствованной модификации И-200. Это был 4-ый, модернизированный вариант новейшего истребителя. Он и получил заглавие МиГ-3.
Во время войны самолеты МиГ-3 отлично защищали Москву и остальные городка от налетов неприятельских бомбардировщиков. В первом бою над Москвой 22 июля 1941 года на этом ястребке летчик Марк Галай сбил 1-ый неприятельский самолет. На МиГ-3 одержал свою первую победу над германским МЕ109Е знаменитый пилот А.И.Покрышкин. Новейший истребитель отлично вел войну на огромных высотах, но на малых и средних, где обычно ведутся воздушные бои, МиГ-3 уступал в маневренности германским истребителям. В 1942 году он был снят с производства. Всего в 1940-1942 году на заводе № 1 и опытнейшем заводе № 155 было выстроено 3172 таковых истребителя.
А здесь началась война и Муниципальный авиационный завод №1 срочно эвакуируют в Куйбышев на площадку строящегося завода № 122. 4 июля 1941 года в Куйбышев прибыл 1-ый поезд с эвакуированными. Началось общее размещение прибывших с запада рабочих и членов их семей.Так в докладной записке секретарю Куйбышевского областного комитета Канунникову пишут: «С 22 июня по стальной дороге поступило грузов из эвакуированных районов 7839 вагонов, в том числе на станцию Куйбышев 1642 вагона, большая часть которых были адресованы компаниям. Оборудования — 4552 единицы». Перед заводами №1 и ещё за номером 18 (эвакуирован из Воронежа) ставят задачку скорого пуска в серию боевой машинки Ил-2. Итак вот уже в декабре того года в Куйбышеве проходят тесты, а в феврале 1942 года начинается серийный выпуск. Прямо из промышленных ангаров ИЛ-2 посылают на фронт.
Зал музея истории компании, посвященный 2-ой мировой войне
7 декабря 1941 года, на четырнадцатый денек опосля прибытия из Воронежа крайнего эшелона, завод № 18 собрал из привезенных деталей 1-ый самолет Ил-2. Вослед за ним 10 декабря выпустил на новеньком месте собственный 1-ый МиГ-3 завод № 1. К концу декабря было выпущено 27 таковых машин и три штурмовика Ил-2. Но 18 декабря на завод пришла суровая телеграмма от Сталина.
«Директору завода № 18 Шенкману
Директору завода № 1 Третьякову
Вы подвели нашу страну и нашу Красноватую Армию. Вы не изволите до сего времени выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 необходимы нашей Красноватой Армии сейчас как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному ИЛ-2 в денек, а Третьяков дает МиГ-3 по одной-две штуки. Это издевка над государством, над Красноватой Армией. Нам необходимы не МиГи, а Ил-2. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтоб выпускали побольше Илов. Предупреждаю в крайний раз. И.В.Сталин».
Эта телеграмма была зачитана во всех цехах заводов. Копии ее, невзирая на секретность, были разосланы во все заводские службы, в общежития, в бараки, где жили рабочие. Люди соображали, что от их требуют предельных усилий. От коллектива 18-го завода в Москву ушла телеграмма о наращивании выпуска Ил-2 до 3-х машин в декабре и до 7 в январе. Завод № 1 вполне перестраивался на выпуск штурмовиков. Люди работали по 16-18 часов в смену. Почти все не уходили домой, и спали прямо в цехах на лежанках, изготовленных из фанеры и досок около труб отопления, благо, тепло и электричество уже пошло от Безымянской ТЭЦ. С утра вставали к станкам и делали до 10 сменных норм.
Штурмовик Ил-2 был прелестной боевой машинкой. Но уже в 1-ые месяцы войны у него выявился суровый недочет. Без сопровождения самолет становился легкой целью неприятельских истребителей. Немцы Ил-2 не без основания называли их «рус-фанера». Хотя мотор и кабина пилота были хорошо защищены броней, крылья и хвост оставались древесными. При изготовлении самолета на болванку, подобающую габаритам хвоста наклеивали в несколько слоев тонкие, полумиллиметровые слои древесного шпона. Позже все это прессовалось, обклеивалось тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) и окрашивалось. Процесс был долгим и весьма трудозатратным. По таковой технологии строились штурмовики до 1943 года. Предстоящая доработка Ил-2 дозволила повысить летные свойства машинки.
Как понятно, за годы Величавой Российскей войны на Куйбышев не свалилась ни одна германская бомба. Но воздушные волнения тут объявлялись два раза. 1-ый раз – в ночь (то есть темное время суток) с 8 на 9 июля 1942 года, когда над территорией области была отмечена активизация действий неприятельской авиации. 2-ой раз ночкой 28 июня 1943 года, когда фашистские самолеты очевидно пробовали нанести бомбовый удар по городку. Но силы ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника) открыли так плотный заградительный огнь, что бомбовозы не смогли сбросить собственный смертоносный груз и повернули назад. Отбой воздушной волнения дали через полтора часа, но в ту ночь (то есть темное время суток) город не спал, боясь повторного налета.
Опосля окончания войны Завод №1 осваивает создание реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, также реактивных бомбардировщиков Ил-28 и ТУ-16.
В годы войны завод № 1 выпускал любой денек в среднем по 15 боевых самолетов. В мирное время столько машин не требовалось. Но одно из огромнейших в стране авиапредприятий не обязано было простаивать, и ему поручили выпуск пикирующего бомбовоза Ту-2. Этот самолет числился одним из наилучших в мире прямо до 60-х годов прошедшего столетия и выпускался в Омске, Казани, а позже и в Куйбышеве.
Ту-2 был разработан Андреем Туполевым еще в1939 году в тюремных критериях, куда блестящий авиаконструктор угодил по мнимому обвинению в передаче чертежей новейших самолетов зарубежной разведке. В 1940 году был построен опытнейший экземпляр машинки. 1-ый экземпляр Ту-2 облетали еще до войны, в январе 1941 года, а в серию запустили только в самый разгор боев, в марте 1942 года. На фронтах 2-ой мировой этот самолет оказался так действенным, что его строили прямо до 1952 года. Он служил в российских ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) и в морской авиации, был на вооружении в Болгарии, Венгрии, Польше, в Китае, участвовал в Корейской войне.
Новейший самолет востребовал полной модернизации завода № 1. Пришлось разрабатывать новейшую сложную оснастку, осваивать создание совсем новейших агрегатов и узлов, внедрять усовершенствованные технологии. А не считая того строить и расширять новейшие производственные площади, переучивать рабочих. Завод сделал и передал военным несколько 10-ов самолетов Ту-2. Мог бы и больше, тем наиболее что спрос на их в странах социалистического содружества был велик. Но 28 августа 1946 года Совет Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) принял постановление о запуске в серию на заводе № 1 реактивного истребителя МиГ-9.
2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) принимается решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. В связи с чем Сергей Цариц направляет в Куйбышев собственного заместителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского отдела. Так в Куйбышеве возникает филиал ОКБ № 1, который позже и станет называться ЦСКБ «Прогресс». Всего за год они осваивают создание баллистической ракеты и проводят её удачные тесты. И уже в 1959 году Р-7 была поставлена на вооружение Русской Армии.
Выбор завода для серийного производства новейшего сурового орудия не был случайным. Намедни специально сделанная Муниципальная комиссия побывала в нескольких городках страны, подбирая пространство для производства «семерки». Она тормознула на заводе № 1, поэтому что он был одним из самых надежных поставщиков военных самолетов, имел профессионального директора и обеспеченный опыт резвого переоснащения производства на требуемую продукцию. К тому же он размещался рядом с жд магистралью, по которой шли грузы на полигон Тюра-Там. И даже имел некий опыт постройки ракет: двухступенчатой Р-3 в 1939 году и радиоуправляемой для самолетов Ту-16 и Ла-250 в 1960 году.
«Ракета Р-7, а поточнее изделие (индекс Министерства обороны) 8К71 — это двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) пакетной схемы. Это 1-ая МБР в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и в мире. Масса ее головной части — 5,4 тонны, дальность полета, а по военному — стрельбы — до 8000 км. Движки — 8Д75 (на центральном блоке), 8Д74 (на боковых блоках). Система управления (СУ) — комбинированная (автономная, инерциальная плюс радиотехническая система боковой корректировки и выключения мотора центрального блока). 1-ый запуск ракеты Р-7 состоялся 5 мая 1957 года. Он был плохим. Позже из-за изъянов заводской сборки было проведено еще два неудачных запуска. Над проектом сотворения межконтинентальной ракеты нависла угроза закрытия. Но 21 августа 1957 года, в конце концов, состоялся 1-ый удачный полет ракеты Р-7.
4 октября 1957 года «семерка» вывела на орбиту 1-ый в мире искусственный спутник Земли. Больше всех по этому поводу переживали южноамериканские ракетчики, поэтому что про их даже в конгрессе США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) гласили: «99 процентов дискуссий о спутнике приходилось на американских ракетчиков, в то время как на стороне русских профессионалов оказалось 100 процентов дела». Америка запустила собственный 1-ый спутник только 1 февраля 1958 года. А 1-ая южноамериканская межконтинентальная баллистическая ракета «Атлас» взлетела лишь опосля 15 неудачных пусков. К тому времени в нашей стране был запущен уже 2-ой спутник с собакой Лайкой. А 15 мая 1958 года был выведен на орбиту и 3-ий, весом 1327 кг. Это была реальная галлактическая лаборатория, начиненная датчиками для исследования природы галлактического места и радиотехнической системой для передачи приобретенных в мироздании измерений на наземные пункты приема. Такая предыстория серийного производства ракет в Самаре.
Последующий весомый шаг в истории завода — это пуск первого в мире астронавта. Ведь 1-ая и 2-ая ступени ракеты «Восток», на которой Юрий Гагарин сделал оборот вокруг Земли, были сделаны конкретно тут. И как итог дальше на все следующие годы галлактическая тема становится главный для завода «Прогресс». Наиболее того с 1961 года по истинное время все пуски российских пилотируемых галлактических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства.
С начала 1960-х годов предприятие производит разработку и создание галлактических аппаратов различного предназначения: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс-Ф», «Бион», «Фотон», «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» и остальных. На базе знаменитой ракеты Р-7 (Р7А) были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса: «Восток-2М», «Восход» и знаменитый «Альянс». Значимой модернизации ракета-носитель «Альянс» подверглась в 1973 году, получив заглавие «Альянс-У». Последующими модификациями ракеты-носителя «Альянс-У» являются ракеты-носители «Альянс-ФГ», «Альянс-2-1а», «Альянс-2-1б», «Альянс-СТ» (для Гвианского галлактического центра). Также сотворена ракета-носитель легкого класса «Альянс-2-1в». В истинное время ракеты-носители «Альянс-ФГ» и «Альянс-2» являются базисными в русской системе средств выведения. На их долю приходится главный размер запусков галлактических аппаратов в рамках Федеральной галлактической программки и интернационального сотрудничества в области вселенной. Подтвержденный показатель эксплуатационной надежности ракет-носителей «Альянс-ФГ» 0,985. Это самый высочайший показатель надежности посреди ракетной техники в мире.
Последующий весомый шаг в истории завода — это пуск первого в мире астронавта. Ведь 1-ая и 2-ая ступени ракеты «Восток», на которой Юрий Гагарин сделал оборот вокруг Земли, были сделаны конкретно тут. И как итог дальше на все следующие годы галлактическая тема становится главный для завода «Прогресс». Наиболее того с 1961 года по истинное время все пуски российских пилотируемых галлактических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства.
С начала 1960-х годов предприятие производит разработку и создание галлактических аппаратов различного предназначения: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс-Ф», «Бион», «Фотон», «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» и остальных. На базе знаменитой ракеты Р-7 (Р7А) были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса: «Восток-2М», «Восход» и знаменитый «Альянс». Значимой модернизации ракета-носитель «Альянс» подверглась в 1973 году, получив заглавие «Альянс-У». Последующими модификациями ракеты-носителя «Альянс-У» являются ракеты-носители «Альянс-ФГ», «Альянс-2-1а», «Альянс-2-1б», «Альянс-СТ» (для Гвианского галлактического центра). Также сотворена ракета-носитель легкого класса «Альянс-2-1в». В истинное время ракеты-носители «Альянс-ФГ» и «Альянс-2» являются базисными в русской системе средств выведения. На их долю приходится главный размер запусков галлактических аппаратов в рамках Федеральной галлактической программки и интернационального сотрудничества в области вселенной. Подтвержденный показатель эксплуатационной надежности ракет-носителей «Альянс-ФГ» 0,985. Это самый высочайший показатель надежности посреди ракетной техники в мире.
Большенный энтузиазм ученых всего мира вызвали галлактические аппараты «Бион», разработанные конструкторами «ЦСКБ-Прогресс» в 1973 году. Они создавались для отработки систем жизнеобеспечения и исследования радиационной сохранности, также воздействия невесомости и остальных галлактических причин на живы организмы. Для этого в специально приготовленных отсеках «Биона» на орбиту запускались лабораторные крысы, мортышки, земноводные, рыбы, насекомые, мельчайшие организмы, также разные растения и семечки.
12 апреля 1996 года, в Денек астронавтики, Президент Русской Федерации подписал Указ о образовании Муниципального научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» методом слияния ЦСКБ и Самарского завода «Прогресс».
В 1962-1991 годах предприятие участвовало в таковых масштабных галлактических проектах, как создание «лунного» комплекса Н1-Л3 и многоразовой галлактической системы «Энергия-Буран» — русский ответ южноамериканскому «Шаттлу». Жалко, что всего был испытан один космоплан «Буран». Это вышло 15 ноября 1988 года. Галлактический корабль был запущен с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Энергия». Длительность полёта составила 205 минут. Корабль сделал два витка вокруг Земли, опосля что произвёл высадку на специально оборудованную для него усиленную взлетно-посадочную полосу. Дальше проект решили закрыть. К слову, данный полёт орбитального самолёта в космос и его высадка в автоматическом режиме — вошёл в книжку рекордов Гинесса.
К началу 70-х годов сложилась ситуация, когда на заводе «Прогресс», изготавливалось несколько типов носителей, близких по собственному предназначению и по главным чертам. Это ракета-носитель 11А57 («Восход»), которая опосля пуска 2-ух многоместных пилотируемых кораблей «Восход-1» и «Восход-2» использовалась только для запусков спутников-фоторазведчиков. Это ракета-носитель 11А511М («Альянс-М»), которая разрабатывалась специально для пуска пилотируемого военно-исследовательского корабля «9К-ВИ» и реально использовавшаяся только для пуска галлактических картографических аппаратов «Зенит-4МТ». Также базисная ракета 11А511 для пилотируемой программки «Альянс», главный целью которой была постройка длительных орбитальных станций.
В 70-е годы благодаря потеплению советско-американских отношений было принято соглашение о организации совместного советско-американского полета 2-ух пилотируемых кораблей типа «Альянс» и типа «Аполлон». 15 июля 1965 года на ракете-носителе 11А511У в космос был выведен корабль «Альянс-19» с астронавтами А.А.Леоновым и В.А.Кубасовым. Через несколько часов с южноамериканского космодрома Канаверал стартовала ракета «Сатурн-1Б». Она вывела на орбиту галлактический корабль «Аполлон» с космонавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. На 2-ой денек оба корабля сблизились и состыковались. В первый раз в мире вышло «рукопожатие в мироздании» русских астронавтов и американских космонавтов.
Именитые «Альянс-2» в различных модификациях по сей день остаются самым надежным и экономным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых галлактических кораблей и большинства российских галлактических аппаратов, также спутников зарубежного производства.
Для примера (в схожих масштабах) слева ракета-носитель — «Альянс-2», а справа — «Альянс-5»: