Космос

Музей истории РКЦ «Прогресс»

0
Be the first one to like this.
Please wait...

За свою долгую и увлекательную трудовую жизнь ракетно-космический центр «Прогресс», прошлый авиазавод № 1 имени Сталина, пару раз менял свое заглавие, также профиль выпускаемой продукции. Практически всю наиболее чем вековую историю он правильно служил авиации, астронавтике и защите собственного Отечества. Воспитал не одно поколение профессиональных конструкторов, ученых, инженеров. Мировую известность предприятию принесла ракета-носитель «Альянс», сделанная на базе знаменитой ракеты Р-7. А так за время работы в РКЦ «Прогресс» было создано и сдано в эксплуатацию наиболее 12 модификаций ракет-носителей среднего класса и 29 типов галлактических аппаратов различного предназначения.

Предлагаю пробежаться по музею истории Ракетно-космического центра «Прогресс» и ещё раз вспомянуть его славные актуальные моменты.

Музей истории РКЦ «Прогресс»

Фото и текст zavodfoto.livejournal.com

История наикрупнейшго ракетно-космического компании страны, на самом деле, началась с велика. Дело в том, что 1894 году столичный завод «Дукс» выпускал велики и лишь через 15 лет переориентировался на создание дирижаблей и первых российских самолетов. Это были такие марки как «Ньюпор», «Моран», «Фарман». 1-ый самолет завода ДУКС — это биплан «Фарман». Он летал со скоростью 86 км/час. К слову, на «Фармане» было в первый раз в мире установлено ножное управление рулем поворота. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Опосля революции 1917 года предприятие переименовали в авиационный завод, присвоив ему номер 1. Но профиль сохранился. Сейчас тут выпускали в большей степени боевую авиатехнику: самолеты-разведчики и истребители И-1, И-3, И-15, И-153, МиГ-3. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Сам музей хоть и маленькой, всего три зала, но достаточно комфортный и познавательный. Музей истории РКЦ «Прогресс» Музей истории РКЦ «Прогресс» Музей истории РКЦ «Прогресс»

Построенные на заводе самолеты Р-5 использовались в санитарной авиации, в геологоразведке, аэрофотосъемке. Но необыкновенную известность они обрели на службе в полярной авиации. Началась эта служба со спасения экипажа парохода «Челюскин». 2 августа 1933 года построенный в Дании пароход «Челюскин» вышел из Мурманска во Владивосток для отработки схемы доставки грузов по Северному морскому пути. 23 сентября пароход попал в ледовую блокаду в Чукотском море. С экипажем на борту 112 человек он дрейфовал 5 месяцев. Но 13 февраля 1933 года он был раздавлен льдами. Предвидя таковой финал, экипаж «Челюскина» успел выгрузить на лед вещи, продукты, доски из которых были построены бараки и стал готовиться к эвакуации на сберегал. Выручать терпящих бедствие вылетели на самолетах Р-5 летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Миша Водопьянов, также Анатолий Ляпидевский и Маврикий Слепнев на самолете «Консайлидейтед-Флейстер» и Иван Доронин на «Юнкерсе». За 24 рейса они перевезли со льдины в чукотское стойбище Ванкарем весь экипаж «Челюскина». Участникам данной для нас экспедиции была устроена праздничная встреча в Москве, а все летчики стали первыми Героями Русского Союза. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Перед войной столичный завод № 1 выпускал истребители И-153 конструкции Поликарпова. Эта машинка имела скорость 440 км в час, бронированную кабину и хорошее пулеметное вооружение, но очень отставала от подобных забугорных образцов. К примеру, германский «Мессершмитт-109» имел скорость 630 км в час, превосходил в вооружении, в скорости набора высоты, был лучше защищен. Потому на заводе имени Сталина спешно создавался новейший ястребок МиГ-1, а на его базе – наиболее совершенный МиГ-3 с движком АМ-35А, конструкции А.А.Микулина. На испытаниях он развивал скорость 640 км в час, достигал «потолка» 12 тыщ метров. Этот истребитель имел три пулемета, один из которых был многокалиберным и 6 направляющих для реактивных снарядов РС-82, он обещал стать хорошим перехватчиком. Но эти хорошие машинки массовыми так и не стали. Их поменяли штурмовики Ил-2.

Самолет И-200, вошедший в историю русской авиации как МиГ-3, был задуман как высокоскоростной истребитель для ведения боя на огромных высотах, на которых обычно летают бомбовозы. В весеннюю пору 1940 года был построен 1-ый экземпляр И-200. Его испытывал летчик А.Н.Екатов. Он высказал свои замечания по поводу неудовлетворительной продольной стойкости и небезопасно легкого вхождения в штопор. Но самолет на высоте 7800 метров развивал скорость до 640 км/ч. Это была тогда наивысшая в мире скорость серийных самолетов. Недочеты в главном убрали, и самолет направили в серию. Завод № 1 выстроил 100 таковых машин. Постановлением СНК от 2 октября 1940 года заводу № 1 предписывалось приступить к серийному выпуску усовершенствованной модификации И-200. Это был 4-ый, модернизированный вариант новейшего истребителя. Он и получил заглавие МиГ-3.

Во время войны самолеты МиГ-3 отлично защищали Москву и остальные городка от налетов неприятельских бомбардировщиков. В первом бою над Москвой 22 июля 1941 года на этом ястребке летчик Марк Галай сбил 1-ый неприятельский самолет. На МиГ-3 одержал свою первую победу над германским МЕ109Е знаменитый пилот А.И.Покрышкин. Новейший истребитель отлично вел войну на огромных высотах, но на малых и средних, где обычно ведутся воздушные бои, МиГ-3 уступал в маневренности германским истребителям. В 1942 году он был снят с производства. Всего в 1940-1942 году на заводе № 1 и опытнейшем заводе № 155 было выстроено 3172 таковых истребителя. Музей истории РКЦ «Прогресс»

А здесь началась война и Муниципальный авиационный завод №1 срочно эвакуируют в Куйбышев на площадку строящегося завода № 122. 4 июля 1941 года в Куйбышев прибыл 1-ый поезд с эвакуированными. Началось общее размещение прибывших с запада рабочих и членов их семей.Так в докладной записке секретарю Куйбышевского областного комитета Канунникову пишут: «С 22 июня по стальной дороге поступило грузов из эвакуированных районов 7839 вагонов, в том числе на станцию Куйбышев 1642 вагона, большая часть которых были адресованы компаниям. Оборудования — 4552 единицы». Перед заводами №1 и ещё за номером 18 (эвакуирован из Воронежа) ставят задачку скорого пуска в серию боевой машинки Ил-2. Итак вот уже в декабре того года в Куйбышеве проходят тесты, а в феврале 1942 года начинается серийный выпуск. Прямо из промышленных ангаров ИЛ-2 посылают на фронт.

Зал музея истории компании, посвященный 2-ой мировой войне Музей истории РКЦ «Прогресс»

7 декабря 1941 года, на четырнадцатый денек опосля прибытия из Воронежа крайнего эшелона, завод № 18 собрал из привезенных деталей 1-ый самолет Ил-2. Вослед за ним 10 декабря выпустил на новеньком месте собственный 1-ый МиГ-3 завод № 1. К концу декабря было выпущено 27 таковых машин и три штурмовика Ил-2. Но 18 декабря на завод пришла суровая телеграмма от Сталина.

«Директору завода № 18 Шенкману
Директору завода № 1 Третьякову

Вы подвели нашу страну и нашу Красноватую Армию. Вы не изволите до сего времени выпускать Ил-2. Самолеты Ил-2 необходимы нашей Красноватой Армии сейчас как воздух, как хлеб. Шенкман дает по одному ИЛ-2 в денек, а Третьяков дает МиГ-3 по одной-две штуки. Это издевка над государством, над Красноватой Армией. Нам необходимы не МиГи, а Ил-2. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтоб выпускали побольше Илов. Предупреждаю в крайний раз. И.В.Сталин».

Эта телеграмма была зачитана во всех цехах заводов. Копии ее, невзирая на секретность, были разосланы во все заводские службы, в общежития, в бараки, где жили рабочие. Люди соображали, что от их требуют предельных усилий. От коллектива 18-го завода в Москву ушла телеграмма о наращивании выпуска Ил-2 до 3-х машин в декабре и до 7 в январе. Завод № 1 вполне перестраивался на выпуск штурмовиков. Люди работали по 16-18 часов в смену. Почти все не уходили домой, и спали прямо в цехах на лежанках, изготовленных из фанеры и досок около труб отопления, благо, тепло и электричество уже пошло от Безымянской ТЭЦ. С утра вставали к станкам и делали до 10 сменных норм. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Штурмовик Ил-2 был прелестной боевой машинкой. Но уже в 1-ые месяцы войны у него выявился суровый недочет. Без сопровождения самолет становился легкой целью неприятельских истребителей. Немцы Ил-2 не без основания называли их «рус-фанера». Хотя мотор и кабина пилота были хорошо защищены броней, крылья и хвост оставались древесными. При изготовлении самолета на болванку, подобающую габаритам хвоста наклеивали в несколько слоев тонкие, полумиллиметровые слои древесного шпона. Позже все это прессовалось, обклеивалось тканью (Совокупность различных и взаимодействующих тканей образуют органы) и окрашивалось. Процесс был долгим и весьма трудозатратным. По таковой технологии строились штурмовики до 1943 года. Предстоящая доработка Ил-2 дозволила повысить летные свойства машинки. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Как понятно, за годы Величавой Российскей войны на Куйбышев не свалилась ни одна германская бомба. Но воздушные волнения тут объявлялись два раза. 1-ый раз – в ночь (то есть темное время суток) с 8 на 9 июля 1942 года, когда над территорией области была отмечена активизация действий неприятельской авиации. 2-ой раз ночкой 28 июня 1943 года, когда фашистские самолеты очевидно пробовали нанести бомбовый удар по городку. Но силы ПВО (Противовоздушная оборона — комплекс мер по обеспечению защиты (обороны) от средств воздушного нападения противника) открыли так плотный заградительный огнь, что бомбовозы не смогли сбросить собственный смертоносный груз и повернули назад. Отбой воздушной волнения дали через полтора часа, но в ту ночь (то есть темное время суток) город не спал, боясь повторного налета. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Опосля окончания войны Завод №1 осваивает создание реактивных истребителей МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, также реактивных бомбардировщиков Ил-28 и ТУ-16. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Похожие статьи

В годы войны завод № 1 выпускал любой денек в среднем по 15 боевых самолетов. В мирное время столько машин не требовалось. Но одно из огромнейших в стране авиапредприятий не обязано было простаивать, и ему поручили выпуск пикирующего бомбовоза Ту-2. Этот самолет числился одним из наилучших в мире прямо до 60-х годов прошедшего столетия и выпускался в Омске, Казани, а позже и в Куйбышеве.

Ту-2 был разработан Андреем Туполевым еще в1939 году в тюремных критериях, куда блестящий авиаконструктор угодил по мнимому обвинению в передаче чертежей новейших самолетов зарубежной разведке. В 1940 году был построен опытнейший экземпляр машинки. 1-ый экземпляр Ту-2 облетали еще до войны, в январе 1941 года, а в серию запустили только в самый разгор боев, в марте 1942 года. На фронтах 2-ой мировой этот самолет оказался так действенным, что его строили прямо до 1952 года. Он служил в российских ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов) и в морской авиации, был на вооружении в Болгарии, Венгрии, Польше, в Китае, участвовал в Корейской войне.

Новейший самолет востребовал полной модернизации завода № 1. Пришлось разрабатывать новейшую сложную оснастку, осваивать создание совсем новейших агрегатов и узлов, внедрять усовершенствованные технологии. А не считая того строить и расширять новейшие производственные площади, переучивать рабочих. Завод сделал и передал военным несколько 10-ов самолетов Ту-2. Мог бы и больше, тем наиболее что спрос на их в странах социалистического содружества был велик. Но 28 августа 1946 года Совет Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) принял постановление о запуске в серию на заводе № 1 реактивного истребителя МиГ-9. Музей истории РКЦ «Прогресс»

2 января 1958 года Постановлением Совета Министров СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) принимается решение о начале производства межконтинентальных баллистических ракет Р-7. В связи с чем Сергей Цариц направляет в Куйбышев собственного заместителя Дмитрия Ильича Козлова для организации конструкторского отдела. Так в Куйбышеве возникает филиал ОКБ № 1, который позже и станет называться ЦСКБ «Прогресс». Всего за год они осваивают создание баллистической ракеты и проводят её удачные тесты. И уже в 1959 году Р-7 была поставлена на вооружение Русской Армии.

Выбор завода для серийного производства новейшего сурового орудия не был случайным. Намедни специально сделанная Муниципальная комиссия побывала в нескольких городках страны, подбирая пространство для производства «семерки». Она тормознула на заводе № 1, поэтому что он был одним из самых надежных поставщиков военных самолетов, имел профессионального директора и обеспеченный опыт резвого переоснащения производства на требуемую продукцию. К тому же он размещался рядом с жд магистралью, по которой шли грузы на полигон Тюра-Там. И даже имел некий опыт постройки ракет: двухступенчатой Р-3 в 1939 году и радиоуправляемой для самолетов Ту-16 и Ла-250 в 1960 году.

«Ракета Р-7, а поточнее изделие (индекс Министерства обороны) 8К71 — это двухступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) пакетной схемы. Это 1-ая МБР в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и в мире. Масса ее головной части — 5,4 тонны, дальность полета, а по военному — стрельбы — до 8000 км. Движки — 8Д75 (на центральном блоке), 8Д74 (на боковых блоках). Система управления (СУ) — комбинированная (автономная, инерциальная плюс радиотехническая система боковой корректировки и выключения мотора центрального блока). 1-ый запуск ракеты Р-7 состоялся 5 мая 1957 года. Он был плохим. Позже из-за изъянов заводской сборки было проведено еще два неудачных запуска. Над проектом сотворения межконтинентальной ракеты нависла угроза закрытия. Но 21 августа 1957 года, в конце концов, состоялся 1-ый удачный полет ракеты Р-7.

4 октября 1957 года «семерка» вывела на орбиту 1-ый в мире искусственный спутник Земли. Больше всех по этому поводу переживали южноамериканские ракетчики, поэтому что про их даже в конгрессе США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) гласили: «99 процентов дискуссий о спутнике приходилось на американских ракетчиков, в то время как на стороне русских профессионалов оказалось 100 процентов дела». Америка запустила собственный 1-ый спутник только 1 февраля 1958 года. А 1-ая южноамериканская межконтинентальная баллистическая ракета «Атлас» взлетела лишь опосля 15 неудачных пусков. К тому времени в нашей стране был запущен уже 2-ой спутник с собакой Лайкой. А 15 мая 1958 года был выведен на орбиту и 3-ий, весом 1327 кг. Это была реальная галлактическая лаборатория, начиненная датчиками для исследования природы галлактического места и радиотехнической системой для передачи приобретенных в мироздании измерений на наземные пункты приема. Такая предыстория серийного производства ракет в Самаре. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Последующий весомый шаг в истории завода — это пуск первого в мире астронавта. Ведь 1-ая и 2-ая ступени ракеты «Восток», на которой Юрий Гагарин сделал оборот вокруг Земли, были сделаны конкретно тут. И как итог дальше на все следующие годы галлактическая тема становится главный для завода «Прогресс». Наиболее того с 1961 года по истинное время все пуски российских пилотируемых галлактических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства. Музей истории РКЦ «Прогресс»

С начала 1960-х годов предприятие производит разработку и создание галлактических аппаратов различного предназначения: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс-Ф», «Бион», «Фотон», «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» и остальных. На базе знаменитой ракеты Р-7 (Р7А) были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса: «Восток-2М», «Восход» и знаменитый «Альянс». Значимой модернизации ракета-носитель «Альянс» подверглась в 1973 году, получив заглавие «Альянс-У». Последующими модификациями ракеты-носителя «Альянс-У» являются ракеты-носители «Альянс-ФГ», «Альянс-2-1а», «Альянс-2-1б», «Альянс-СТ» (для Гвианского галлактического центра). Также сотворена ракета-носитель легкого класса «Альянс-2-1в». В истинное время ракеты-носители «Альянс-ФГ» и «Альянс-2» являются базисными в русской системе средств выведения. На их долю приходится главный размер запусков галлактических аппаратов в рамках Федеральной галлактической программки и интернационального сотрудничества в области вселенной. Подтвержденный показатель эксплуатационной надежности ракет-носителей «Альянс-ФГ» 0,985. Это самый высочайший показатель надежности посреди ракетной техники в мире. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Последующий весомый шаг в истории завода — это пуск первого в мире астронавта. Ведь 1-ая и 2-ая ступени ракеты «Восток», на которой Юрий Гагарин сделал оборот вокруг Земли, были сделаны конкретно тут. И как итог дальше на все следующие годы галлактическая тема становится главный для завода «Прогресс». Наиболее того с 1961 года по истинное время все пуски российских пилотируемых галлактических кораблей осуществляются ракетами-носителями самарского производства. Музей истории РКЦ «Прогресс»

С начала 1960-х годов предприятие производит разработку и создание галлактических аппаратов различного предназначения: «Зенит», «Янтарь», «Ресурс-Ф», «Бион», «Фотон», «Ресурс-ДК1», «Ресурс-П» и остальных. На базе знаменитой ракеты Р-7 (Р7А) были разработаны трехступенчатые ракеты-носители среднего класса: «Восток-2М», «Восход» и знаменитый «Альянс». Значимой модернизации ракета-носитель «Альянс» подверглась в 1973 году, получив заглавие «Альянс-У». Последующими модификациями ракеты-носителя «Альянс-У» являются ракеты-носители «Альянс-ФГ», «Альянс-2-1а», «Альянс-2-1б», «Альянс-СТ» (для Гвианского галлактического центра). Также сотворена ракета-носитель легкого класса «Альянс-2-1в». В истинное время ракеты-носители «Альянс-ФГ» и «Альянс-2» являются базисными в русской системе средств выведения. На их долю приходится главный размер запусков галлактических аппаратов в рамках Федеральной галлактической программки и интернационального сотрудничества в области вселенной. Подтвержденный показатель эксплуатационной надежности ракет-носителей «Альянс-ФГ» 0,985. Это самый высочайший показатель надежности посреди ракетной техники в мире. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Большенный энтузиазм ученых всего мира вызвали галлактические аппараты «Бион», разработанные конструкторами «ЦСКБ-Прогресс» в 1973 году. Они создавались для отработки систем жизнеобеспечения и исследования радиационной сохранности, также воздействия невесомости и остальных галлактических причин на живы организмы. Для этого в специально приготовленных отсеках «Биона» на орбиту запускались лабораторные крысы, мортышки, земноводные, рыбы, насекомые, мельчайшие организмы, также разные растения и семечки. Музей истории РКЦ «Прогресс»

12 апреля 1996 года, в Денек астронавтики, Президент Русской Федерации подписал Указ о образовании Муниципального научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» методом слияния ЦСКБ и Самарского завода «Прогресс». Музей истории РКЦ «Прогресс» Музей истории РКЦ «Прогресс» Музей истории РКЦ «Прогресс»

В 1962-1991 годах предприятие участвовало в таковых масштабных галлактических проектах, как создание «лунного» комплекса Н1-Л3 и многоразовой галлактической системы «Энергия-Буран» — русский ответ южноамериканскому «Шаттлу». Жалко, что всего был испытан один космоплан «Буран». Это вышло 15 ноября 1988 года. Галлактический корабль был запущен с космодрома Байконур с помощью ракеты-носителя «Энергия». Длительность полёта составила 205 минут. Корабль сделал два витка вокруг Земли, опосля что произвёл высадку на специально оборудованную для него усиленную взлетно-посадочную полосу. Дальше проект решили закрыть. К слову, данный полёт орбитального самолёта в космос и его высадка в автоматическом режиме — вошёл в книжку рекордов Гинесса. Музей истории РКЦ «Прогресс»

К началу 70-х годов сложилась ситуация, когда на заводе «Прогресс», изготавливалось несколько типов носителей, близких по собственному предназначению и по главным чертам. Это ракета-носитель 11А57 («Восход»), которая опосля пуска 2-ух многоместных пилотируемых кораблей «Восход-1» и «Восход-2» использовалась только для запусков спутников-фоторазведчиков. Это ракета-носитель 11А511М («Альянс-М»), которая разрабатывалась специально для пуска пилотируемого военно-исследовательского корабля «9К-ВИ» и реально использовавшаяся только для пуска галлактических картографических аппаратов «Зенит-4МТ». Также базисная ракета 11А511 для пилотируемой программки «Альянс», главный целью которой была постройка длительных орбитальных станций.

В 70-е годы благодаря потеплению советско-американских отношений было принято соглашение о организации совместного советско-американского полета 2-ух пилотируемых кораблей типа «Альянс» и типа «Аполлон». 15 июля 1965 года на ракете-носителе 11А511У в космос был выведен корабль «Альянс-19» с астронавтами А.А.Леоновым и В.А.Кубасовым. Через несколько часов с южноамериканского космодрома Канаверал стартовала ракета «Сатурн-1Б». Она вывела на орбиту галлактический корабль «Аполлон» с космонавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. На 2-ой денек оба корабля сблизились и состыковались. В первый раз в мире вышло «рукопожатие в мироздании» русских астронавтов и американских космонавтов. Музей истории РКЦ «Прогресс»

Именитые «Альянс-2» в различных модификациях по сей день остаются самым надежным и экономным средством доставки в космос пилотируемых и грузовых галлактических кораблей и большинства российских галлактических аппаратов, также спутников зарубежного производства. Музей истории РКЦ «Прогресс» Музей истории РКЦ «Прогресс»

Для примера (в схожих масштабах) слева ракета-носитель — «Альянс-2», а справа — «Альянс-5»: Музей истории РКЦ «Прогресс»

0
Be the first one to like this.
Please wait...

Добавить комментарий

Кнопка «Наверх»