Панамский канал
Стройку Панамского канала сделалось одной из важных вех в мореплавании. Введенный в эксплуатацию в 1920 году (1-ое судно прошло по нему в 1914, но из-за схода оползня в осеннюю пору того года, официальное движение было открыто только шестью годами позднее), канал в пару раз уменьшил путь меж портами Тихого и Атлантического океанов — до этого, чтоб попасть из 1-го океана в иной, судам необходимо было огибать Южную Америку аж вокруг мыса Горн. Сейчас Панамский канал — один из основных глобальных морских путей, через который раз в год проходит около 18 тыщ судов (сегоднящая пропускная способность канала — 48 судов в день), что составляет значительную часть мирового грузооборота. 50 фото
Фото и текст Андрея Урицка
История
1. История Панамского канала уходит корнями в XVI столетие, когда испанец Васко Нуньес де Бальбоа первым пересек Панамский перешеек и вышел к тихоокеанскому побережью — так было открыто, что земля современной Панамы является только узенькой полосой земли меж океанами. В 1539 году испанский повелитель направил разведочную экспедицию для исследования способности строительства аква пути через Панамский перешеек, но экспедиция доложила королю, что эта затея нереализуема.
1-ая настоящая попытка строительства Панамского канала была предпринята французами в 1879 году под управлением Фердинанда де Лессепса, дипломата и управляющего проекта Суэцкого канала, который был открыт незадолго ранее, в 1869 году. Но стройку Панамского канала было куда наиболее сложной задачей. В 1889 году французский проект разорился — очень сложным был вызов, который бросили панамские тропические заросли со своими тропическими ливнями, непролазными болотами и совместно с тем скальными грунтами, наводнениями и, что самое ужасное, смертельными эпидемиями малярии, желтоватой лихорадки, чумы, тифа и остальных заболеваний, унесших жизни около 20 тыщ человек в первую кампанию.
2. Тогда за стройку Панамского канала взялись Штаты. США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) были заинтересованы в сокращении аква пути из портов Калифорнии к собственному атлантическому побережью, а основное, Панамский канал имел грандиозное военное значение — он дозволял фактически одномоментно перекидывать флот из 1-го океанского бассейна в иной, что существенно увеличивало мощь и мировое воздействие Штатов. В 1903 году США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) выкупили панамский проект у французов, обеспечили Панаме независимость от Колумбии, не желавшей предоставлять янки зону канала в, на самом деле, пожизненное использование, опосля что подписали формальный контракт с новеньким панамским правительством. Контракт предоставлял Соединенным Штатам 5-километровую зону по каждую сторону от канала в пожизненное использование (другими словами, на самом деле, навечно) и исключительное право занимать местности вне данной нам зоны в рамках всех мероприятий по охране аква пути. Таковым образом, объявление канала нейтральным и гарантия вольного прохода через канал военных и торговых судов всех наций как в мирное, так и в военное время уничтожалось американской обмолвкой, что эти постановления не будут распространяться на те меры, которые США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) сочтут нужным принять для защиты Панамы и поддержания порядка в канале. Практически при войне, в какой участвовали бы США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке), их военные укрепления безизбежно лишали другую воюющую сторону способности применять канал на равных началах.
Основным инженером Панамского канала стал Джон Фрэнк Стивенс. Учтя ошибки французов, америкосы сначала предприняли колоссальные меры по дезинфекции зоны строительства и предотвращению тропических заболеваний. Был изменен и проект — по проекту французов Панамский канал, как и Суэцкий, предполагалось строить в одном уровне с океанами, без шлюзов. Это добивалось колоссальнейшего объёма земельных работ на водораздельном участке трассы. Южноамериканские инженеры изменили проект и предложили шлюзованный канал с 3-мя ступенями шлюзов с каждой стороны и водораздельным участком на высоте 26 метров над уровнем океанов. На водоразделе было сотворено водохранилище Гатун, в которое суда с атлантической стороны поднимались в шлюзах Гатун, а с тихоокеанской — в шлюзах Педро Мигель и Мирафлорес.
Панамский канал был открыт в 1920 году и долгие годы оставался под контролем США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке). В зоне канала находились 10-ки американских военных баз, работало около 50 тыщ военных и штатских профессионалов. С течением времени в Панаме начали всё больше нарастать недовольства относительно этого, и в 1977 году был подписан контракт о постепенной передаче Панамского канала от США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) к Панаме. Реально этот процесс занял наиболее 2-ух десятилетий, и совсем зона канала перебежала во владение Панамы 31 декабря 1999 года.
Длина канала 81,6 км, из которых 65,2 км фактически по суше и ещё 16,4 подходных км по дну Панамской и Лимонской бухт до глубочайшей воды. Суда, размеры которых разрешают проходить через Панамский канал, именуются судами класса «Panamax». Этот эталон являлся главным для морских судов прямо до начала 1990 годов, когда началось активное стройку судов класса «Post-Panamax» (в главном, танкеров), размеры которых больше, чем размеры шлюзов Панамского канала. Сейчас стоимость 1-го прохождения Панамского канала зависит от типа и размеров судна и составляет от 800 баксов для маленький яхты до 500 000 баксов для самых огромных судов. Были и смешные случаи — так, в 1928 году со известного южноамериканского путника Ричарда Халлибартона, проплывшего через канал из 1-го океана в иной, взяли 36 центов. 🙂
Панамский канал сейчас — это не только лишь одно из важных в мире транспортных соединений, да и основная туристская достопримечательность Панамы. При Панамском канале на данный момент действует большой туристский центр при шлюзах Мирафлорес, где с нескольких особых смотровых площадок можно поглядеть шлюзы и проходящие их суда, при всем этом по громкоговорителю рассказывается про каждое судно, его маршрут следования и что оно перевозит. Есть и остальные туры — на автобусах вдоль канала, по стальной дороге, прогулки на маленьких катерах; в рамках неких обычных круизов по Карибам круизные суда через шлюзы Гатун поднимаются на Атлантический склон канала до водораздельного участка и потом ворачиваются назад в Карибское море (а желающие туристы могут пройти остальную часть Панамского канала на катерах в рамках экскурсии). Но, непременно, самый наилучший, неповторимый и энтузиастский метод поглядеть Панамский канал — это пройти его на сто процентов транзитом на круизном судне, перейти по нему из Атлантического океана в Тихий (либо напротив) и продолжить круиз дальше в совершенно другом океанском бассейне. Полностью все, даже самые опытные путники готовятся к прохождению Панамского канала совсем по особому.
Конкретно прохождение Панамского канала занимает в среднем порядка 9 часов, не считая времени ожидания судов на большущих морских рейдах с каждой из сторон. Круизное судно, естественно, идёт чётко по расписанию, и направляется в канал сходу, вне очереди. «Zaandam» подступает к зоне Панамского канала приблизительно в 5 утра. Вход в просторную подходную акваторию Панамского канала со стороны Карибского моря обозначен сильными маяками и защищён многокилометровыми дамбами. У входа в канал на рейде в ожидании собственной очереди стоят 10-ки судов всех размеров и мастей, ярко освещенные в ночи.
3. Приняв на борт группу лоцманов, направляемся ко входу — со стороны Карибского моря Панамский канал начинается трёхступенчатой лестницей шлюзов Гатун, в каких суда поднимаются с уровня Атлантического океана на водораздельный участок канала.
4. Слева от работающих двухниточных шлюзов, начиная с 2007 года строится доборная 3-я нить шлюзов Панамского канала.
5. Они будут существенно больше имеющихся и дозволят прирастить наибольшие размеры и осадку судов, которые могут ходить через канал. Если сегодняшние шлюзы имеют размеры 304.8 х 33.5 и глубину 12.8 метров, то новейшие — соответственно 427 х 55 х 18.3. Опосля окончания данной нам масштабной реконструкции пропускная способность Панамского канала удвоится.
В 6-30 утра подходим к шлюзам Гатун. Движение судов по одному из самых принципиальных транспортных соединений мира идёт безпрерывно, с носа «Заандама» отлично видно, как перед нами по лестнице шлюзов поднимаются четыре судна, по два в каждой нити.
6. На берегу канала стоят большие ворота для строящихся шлюзов 2-ой очереди — они сделаны в Италии и были доставлены на канал не так давно, в конце августа 2013 года.
7. Подходим к первому шлюзу. Неуклюжие морские суда передвигаются из камеры в камеру при помощи особых локомотивов, к которым крепятся и натягиваются швартовы. Локомотивы с закрепленными к ним натянутыми швартовами сопровождают судно с четырёх сторон (у носа и кормы с всякого борта) — таковым образом, осуществляется совершенно чёткий заход большущих морских судов в совершенно маленькую по сопоставлению с их размерами камеру. Швартовы с локомотивов на борт судна подаются при помощи лодки.
8. Швартовы закреплены — поехали! 🙂
9. Заходим в первую шлюзовую камеру — суда поднимаются из Карибского моря на водораздельный участок в трёхступенчатых шлюзах Гатун. Общая высота подъёма — 26 метров. Соответственно, чуток наименее 9 метров на ступень. Но с борта большого морского лайнера этот девятиметровый перепад не воспринимается значимым.
10. На палубах неописуемый ажиотаж!
11. Опосля того, как в 1999 году Соединенные Штаты совсем ушли с Панамского канала, неповторимое сооружение на сто процентов без помощи других содержится и обслуживается Панамой. Канал в надёжных руках! 🙂
12. Локомотив, заводящий судно с кормы с правого борта, ловко взбирается наверх. На данный момент закроются ворота, и начнётся шлюзование.
13. Поднявшись в первой, перебегаем во вторую камеру.
14. В шлюзах Гатун установлена одна из вебкамер Панамского канала, которые в режиме настоящего времени передают картину в вебе.
Окончив шлюзование в третьей камере, «Zaandam» поднимается на уровень водораздельного участка канала. С кормы раскрывается классный вид уходящей вниз лестницы шлюзов и поднимающихся по ней за нами судов. Дух захватывает!
15. Далековато понизу расстилается простор Карибского моря. А нам — в Тихий океан. Доскорого свидания, Атлантика! 🙂
16.
17. Поднявшись в шлюзах Гатун, судно попадает в одноимённое озеро. Озеро Гатун — по сути большое водохранилище, образованное на водоразделе большой дамбой на реке Чагрес (Chagres), которая отлично видна справа по борту.
18. Из озера Гатун происходит питание канала водой. Подобные каналы, у каких водоём, питающий их водой, находится на водораздельном участке, с которого вода самотёком распределяется на оба склона, именуются каналами с естественным питанием (самотёчные). В нашей стране это Волго-Балтийский и Беломорско-Балтийский каналы.
На озере Гатун находится ещё один рейд судов, ждущих собственной очереди в шлюзы и ожидающих окончание шлюзования тех, кто идёт навстречу. Когда будет введена в строй 2-ая очередь Панамского канала, движение на всей длине трассы станет на сто процентов двухсторонним.
19. Путь по водохранилищу Гатун составляет приблизительно половину всей длины Панамского канала. Любуемся с палубы окружающими пейзажами экваториального пояса.
20.
21. Фарватер узок и достаточно извилист. Аква дорога отмечена особыми буями.
22. На водохранилище Гатун происходит расхождение судов, идущих во встречных направлениях. Навстречу идёт караван судов, утром прошедший шлюзы тихоокеанского склона и на данный момент направляющийся в сторону атлантического склона канала. Совершенно рядом проходят большие танкера, сухогрузы, контейнеровозы…
23.
24.
25. Слева по борту видно впадение реки Чагрес, которую пересекает мост. Водохранилище Гатун на этом завершается. Дальше трасса канала проходит в искусственно прорытой выемке Кулебра (Culebra cut).
26. Вдоль трассы Панамского канала проходит стальная дорога, по которой перевозятся контейнеры от атлантического порта к тихоокеанскому и напротив. Время от времени по ней курсируют и туристские поезда.
27. Идём выемкой Кулебра — самой узенькой частью Панамского канала. На неких участках суда идут по каналу в сопровождении буксиров. На Панамском канале их работает целая особая флотилия.
28. В том месте, где выемка Кулебра пересекает высшую горную гряду, берега поднимаются ступенями круто ввысь, а вдалеке уже виден вантовый мост Столетия (Centennial Bridge). Он был построен в 2004 году и стал вторым неизменным мостом через канал.
Меж иным, мосты через Панамский канал соединяют два материка — не будем забывать, что Панамский канал не только лишь связывает два океана, да и делит две Америки. Лозунг Панамы и Панамского канала, «A Land Divided – A World United», думаю, понятен и без доп перевода. На данный момент по правому борту у нас Северная Америка, а по левому — Южная. 🙂
29. Вздымающиеся каменными уступами и укреплённые сильными анкерами склоны выемки в этом месте напоминают какие-то фантастические пирамиды Майя. В принципе по собственной грандиозности Панамский канал полностью сравнимое с ними сооружение. Размер скального грунта, разработанного при разработке выемки Кулебра, по объёму равен 63 пирамидам Хеопса в Египте.
30. Мост остаётся сзади.
31. Скоро за мостом водораздельный участок канала завершается и начинается спуск к Тихому океану, который суда также преодолевают 3-мя 9-метровыми ступенями. Но тихоокеанский склон чуток наиболее пологий — если на атлантическом склоне все три ступени находятся попорядку в шлюзах Гатун, то тут две группы шлюзов — Педро Мигель (1 ступень) и Мирафлорес (2 ступени), разбитые маленьким промежным бьефом. Итак, заходим в шлюзы Педро Мигель.
32. Приблизительно таковой же вид раскрывается и с капитанского мостика. В этом ракурсе отлично видно, как узка шлюзовая камера по сопоставлению с колоссальными габаритами океанских судов. Даже при наличии направляющих судно локомотивов, от судоводителей тут требуется ювелирная точность. Все суда идут по каналу с группой местных лоцманов.
33.
34. В параллельную камеру локомотивы заводят танкер «Emerald Express».
35. Окончив шлюзование в шлюзах Педро Мигель, «Zaandam» выходит в маленькое озеро Мирафлорес, как и озеро Гатун, образованное плотиной. Тут нам придётся незначительно подождать — по параллельной нити шлюзов навстречу нам тащат большой плавучий кран, и в течение некого времени суда идут лишь по одной нити.
36. Выходим в акваторию и останавливаемся. Придётся подождать полчаса, пока идущее перед нами судно прошлюзуется в 2-ух камерах, и наступит наша очередь. дущие за нами суда также ожидают — маленькая пробка! 🙂
37. Слева видна плотина на реке, образовавшая водохранилище Мирафлорес.
38. В конце концов, камеры шлюзов освобождаются и готовы принять наше судно. Эта стрелка указывает судоводителям, в какую из 2-ух нитей необходимо идти.
39. Заходим в левую камеру, а навстречу нам из правой камеры буксир, в конце концов, медлительно выводит огромный плавучий кран, «виновника» пробки. Сейчас процесс шлюзования опять пойдёт намного резвее.
40. Около левой верхней камеры находится туристский центр при Панамском канале. Тут находится несколько больших открытых площадок, откуда хоть какой желающий может поглядеть на идущие через шлюзы суда.
41. На смотровых площадках туристского центра «Мирафлорес» не протолкнуться. Прохождение круизного лайнера через канал — существенное событие и неповторимая возможность для почти всех сухопутных туристов создать редчайшие кадры.
42. Запираются ворота крайней камеры шлюзов Мирафлорес — заключительное шлюзование, и мы опять окажемся на уровне океана.
43. До строительства 2-ух неизменных мостов на Панамском канале действовал вот этот разводной мост, через который в протяжении 50 лет и осуществлялась связь меж 2-мя Америками. 🙂
44. Шлюзование закончено — поехали на выход! 🙂 Шлюзы Тихоокеанского склона Панамского канала остаются сзади.
45. Направляемся к выходу.
46. Выход в Тихий океан необыкновенно прекрасен — проходим под ажурной аркой Моста 2-ух Америк (Bridge of Americas), открытого в 1962 году.
47. Слева раскрывается прекрасная панорама окружённого зелёными буграми городка Панама, столицы одноименного страны.
48.
49. Лоцманский катер конфискует сопровождавших на Панамском канале судно лоцманов, и, дав на прощание благодушную сирену, ворачивается вспять. Дует в лицо свежайший ветер, выходящий на простор «Zaandam» аккомпанирует свора птиц…
50. Мы — в Тихом океане!