Плато Арабель. Киргизия
Это одна из самых больших дорог в Киргизии, доступная для хоть какого кара. Пространство, где даже в летнюю пору царствуют снег, холод и ветра. 43 фото
Фото и текст Французова Дениса
1. Посёлок Тамга, узнаваемый своим санаторием Министерства Обороны Республики Кыргызстан. На краю маленькой сопки в 90-е годы кто-то из влиятельных местных обитателей установил прошлый боевой самолёт. Беря во внимание, что рядом находится заброшенный аэродром, а с площадки раскрывается красивый вид на Иссык-Куль, начинаешь представлять для себя, какая картина возникала перед пилотами во время взлёта.
2. Оттуда уже направились в одноимённое ущелье, заглавие которого переводится как «Барсовы слёзы» (из-за нескольких прекрасных водопадов в горах). К золотоносному руднику Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centerra Gold, и который даёт около трети бюджета всей республики, ведёт грейдер. Чудилось бы, рядовая грунтовая дорога, но канадцы за ним весьма кропотливо смотрят: повсевременно проливают водой и чинят выпуклости. В итоге, невзирая на богатство тяжёлых фур и иной техники, на легковушке можно просто двигаться 90-100 км в час, будто бы по хорошему асфальту, а от вероятного превышения скорости останавливает не гипотетичная встреча с сотрудниками ДПС, а потрясающие виды, ради которых приходится останавливаться любые несколько км.
3. В этих краях обожал отдыхать Юрий Гагарин, оно и не умопомрачительно — места просто потрясающие.
4. Сравните фотографию со снимком №2. Пока мы двигались несколько км, погода весьма очень поменялась.
5. «Небесные горы» Тянь-Шаня, парящие над землёй. Охото тормознуть на пару часиков и насладиться моментом, но мы утратили в магазине очень много времени, так что приходится двигаться далее.
6. Перед крутым серпантином отметились на КПП (Контрольно-пропускной пункт — пункт, предназначенный для контроля за проходом (посещением) и пропуска на территорию какого-либо объекта), высота 2770 метров, от берега озера мы поднялись на километр с хвостиком (Иссык-Куль находится на высоте 1600 метров). В 2015 году меня тут «развели» на 100 рублей за заезд, который по сути бесплатный.
7. Символ, вообщем, не соврал — у затяжного серпантина мы высчитали целых 14 петель! Перевал Сары-Муйнак можно перевести как «Светлая точка» (либо «Светлая метка»).
8. А вот и сам серпантин, его петли были пронумерованы: если вдруг с техникой что-то случается, сходу понятно, куда конкретно нужно двигаться ремонтной бригаде. За каких-либо три километра пути мы набрали практически 700 метров высоты.
9. Но это далековато не всё, впереди нас ждёт ещё 600 метров набора высоты. Выпавший ночкой снег растаял под солнцем, безупречная дорога перевоплотился в скользкое месиво. Вообщем, нужно дать подабающее канадцам — во время подъёма мы высчитали два работающих бульдозера, которые отвалами сглаживали грейдер опосля проехавшей техники.
10. Фото с высоты 3800 метров. Весьма необыкновенные чувства, когда за какие-то полтора часа из лета на озере Иссык-Куль вдруг оказываешься посреди белоснежного безмолвия высокогорного плато Арабель. Середина сентября, а тут уже снег, но при всем этом вода ещё не успела замёрзнуть.
11. Просторы вокруг трудно обрисовать словами, потому всё-таки приходит на помощь дрон. Кое-где около тех гор находится единственный перекрёсток на данной дороге. На фото видна река Арабель, давшая заглавие плато.
12. Температура падает сначала до +4, а позже и до полутора градусов. Вокруг ни единой души. Фото тоже получаются с цветами миниатюризма, но конкретно такое настроение в кадрах я ценю больше всего. Когда остаётся лишь основное, а всё избыточное исчезает само собой.
13.
14. Ну а далее начался крутой подъём, в самом начале которого поперёк дороги стоял грузовик местных (я почему-либо его не сфотографировал).
15. Я доехал до места, с которого было видно, что через пару сотен метров следы машинки завершаются, начинается свежайший снег.
16. За теми далекими горами уже начинается Китай.
17. Пастух на лошадки. Хороший транспорт — пройдёт всюду! Лишь холодно на нём, так что мужчина сходу попросил у нас водки либо спирта и весьма расстроился, узнав, что «ничего нет». Произнес, что с каждым днём погода всё ужаснее, ещё недельку вспять могли бы проехать без заморочек. В итоге поведал, что 2-ое заглавие этого места — «перевал костей», дескать, почти всем с непривычки становилось плохо от резкого набора высоты и люди тут погибали. Не понимаю, правда это либо его выдумка, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.
18. Всякий раз, когда проезжаю мимо этого места, возникает чувство, что из вон той шахты вдали (которая по сути насыпь старенького моста) вылезут гномы с телегой, полной золота. А совершенно плато очень впечатляет конкретно собственной атмосферой холода, спокойствия и умиротворённости.
19. Плато {само по себе} весьма прекрасное.
20. Погода быстро портилась, опять пошёл снег. И основное — звёздного неба ночкой очевидно не будет. А раз так, то особенного смысла ночевать конкретно тут совершенно нет. Тем наиболее, что ночкой просто быть может минус, а у нас в баке летняя солярка. Про увлекательный опыт, когда в снегопад не можешь завести мотор далековато в горах, я как-нибудь непременно расскажу.
21. Мы решили спускаться назад к Иссык-Кулю, где хотя бы будет тепло. Просто двигаться неторопливо, услаждаться видами и временами запускать дрон по пути.
22. Когда ветер быстро затихал, в зеркале воды отражались окружающие горы.
23.
24. «Проверили тормоза», «переключились на пониженную передачу» и, «боясь обвалов» поехали вниз — в строгости с предписаниями расставленных дорожных символов, по пути радуясь, как показания расхода горючего на дисплее бортового компа падают с 22 до 14 л. на сотку.
25. Обычно я не люблю провода в кадре, но в этом случае, как мне кажется, они дают не плохое представление о крутизне спуска в равнину.
26. В горах всё весьма очень зависит от погоды. Переночевав на Иссык-Куле, направились в ущелье Барскоон. Невзирая на крутой подъём, микроавтобус с двухлитровым битурбодизелем откровенно веселил каким-то забавным расходом в 12 л. на сотку. Но с каждой последующей соткой метров набора высоты столбик указателя температуры опускался вниз, а надежды на неплохую погоду в горах улетучивались.
27. Заглавие ущелья переводится как «Барсовы слёзы» — тут находятся несколько прекрасных и массивных водопадов, но, к огорчению, с дороги более-менее отлично приметен только один, а к остальным нужно идти пешком. За некий час фактически без остановок мы «взлетаем» на высоту 3800 метров и опять попадаем в белоснежное безмолвие.
28. Снежная шапка размером с пятиэтажный дом на верхушке горы.
29. Высокогорное плато, холод и снег.
30. Но в тот денек каким-то расчудесным образом был штиль. Другими словами ветер вроде бы не прекращался, но при всем этом зеркало бессчетных луж и озёр было размеренным и отражало окружающие нас верхушки. Лишь эти виды стоили того, чтоб опять сюда приехать!
31. По пути встречаем колонну, двигающуюся с рудника Кумтор, разработкой которого занимается канадская компания Centrerra Gold. Проносящаяся мимо южноамериканские машинки откровенно веселит звуком многолитровых моторов. Флаг на кузове пикапа служит доп ориентиром для водителей тягачей, бульдозеров и иной горной техники: впереди ребят ждёт сложный спуск по зигзагообразному серпантину. Свойство укатанного грейдера, как я уже говорил, просто классное: на прямых участках грузовики держат скорость 80-90 км в час, и опередить их становится очень непростым делом.
32. За 20 лет, с 1997 по 2017 год, как утверждает Википедия, на Кумторе добыто 357 тонн золота, а совершенно это 2-ое в мире высокогорное золоторудное предприятие, которое по высоте расположения уступает только месторождению в Перу.
33. Скоро мы упёрлись в шлагбаум КПП (Контрольно-пропускной пункт — пункт, предназначенный для контроля за проходом (посещением) и пропуска на территорию какого-либо объекта) и далее нас, полностью ожидаемо, не пропустили. За месторождением находится ледник Петрова, но без разрешения от администрации туда, к огорчению, не попасть. Около склона горы колоритными пятнами стоят сотки контейнеров — оборудование и бытовки рабочих.
34. В 2015 году с погодой нам подфартило больше, потому вот несколько фото четырёхлетней давности. Склон горы будто бы срезан рифлёным ножиком. Месторождение было открыто в 1978 году, ещё при СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), но тогда его разработка была признана экономически нецелесообразной. Опосля распада Союза Киргизия заключила соглашение с канадской компанией, и в 1997 году была начата добыча золота. Окончание горных работ в карьере рудника планируется в 2023 году, а период переработки руды на золотоизвлекательной фабрике продлится до 2026 года.
35. И незначительно видов с высоты. Река Арабель, давшая заглавие плато. Слева показываются разноцветные контейнеры, а прямо по центру — изрезанные полосами склоны гор.
36. Кое-где там вдали погранзона с Китаем.
37. Скоро отыскали неплохой съезд к маленькому озеру, отсыпанный щебёнкой. На улице +5, но нет пронизывающего ветра, так что с наслаждением гуляем по берегу.
38. Отражения гор и темного неба в зеркале озера. Похоже на компьютерную графику, но нет.
39.
40. Окружающие верхушки тут кажутся не настолько большущими, поэтому что стоят рядом с тобой, а снег начинается фактически с уровня дороги. Плюс высота в 3800 метров над уровнем моря всё-таки весьма отлично ощущается. В общем, довольно самобытное и непохожее на остальные пространство.
41.
42. Озёрная гладь, нахмуренные тучи и «шахта гномов» вдали. Моё любимое пространство на плато Арабель.
43. Видимо, в ту поездку была не судьба застать ясную погоду на плато. Поздно мы приехали, середина сентября как-никак. Хотя даже в летнюю пору тут холодно, а горы и окружающие виды больше всего напоминают Памир, что не умопомрачительно, беря во внимание их фактически общую высоту…