Архитектура

Пещерные города Крыма

На внутренней гряде Крымских гор в юго-западной части крымского полуострова размещено 14 пещерных городов. Крымским горам в этом месте присущи обрывистые южные склоны и пологие северные. Горы в данной нам части полуострова имеют ровненькое плато. Вертикальные горы делают подступы к плато неприступными. В древности люди употребляли такие горы для сотворения крепостей, уплотняя стенками лишь доступные места.

Сейчас будет рассказ про несколько отлично сохранившихся древних пещерных городов Крыма. 35 фото

Фото и текст Sam Namos

Приехав на электричке из Севастополя в Бахчисарай, садимся на автобус, последующий до поселка Староселье. Это последняя точка, куда можно доехать на транспорте. Ввысь по ущелью поднимается пешеходная дорога к Свято-Успенскому пещерному монастырю:

Пространство стоит внимания. Прямо в вертикальном срезе горы выдолблены гроты, в каких располагаются кельи монахов:

Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позже VIII века. Размещен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) поблизости Бахчисарая. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и остальных строениях монастыря располагался лазарет. Погибших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт русскими властями.

Опосля переселения из Крыма в остальные регионы СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в 1941 году германцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на местности монастыря на 10-ки лет разместился психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из 5 монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля и колокольня.

На деньке ущелья на данный момент ведутся строй работы по расширению монастырского комплекса.

Снутри пофотографировать не вышло т.к. на нас с ходу накинулись настоятели убеждая, что фотографировать на местности монастыря воспретил еще сам владыка…

Обходим все доступные к просмотру помещения и направляемся выше по дороге, к пещерному городку — крепости Чуфут — Кале:

По дороге нашему вниманию попадается неказистый информационный указатель, гласящий о превосходной находке 21 века:

Находка оказалась старым 45-метровым осадочным колодцем крепости Чуфут — кале:

Сооружение представляет из себя шахту с пригодной под уклоном 120 — метровой штольней. Объемы работ для тех пор колоссальны:

Развилка. Штольня справа затоплена и через десяток метров упирается в тупик:

Штольня слева выходит в шахту с уходящей спиралью вниз лестницей, выдолбленной прямо в горе:

В самом низу, по плану создателей, накапливалась, а потом забиралась чистейшая вода:

Сверху шахта колодца имеет выход на поверхность:

С земли это смотрится так:

Недалеко, у подножья крепости Чуфут-кале, размещен очередной, еще наиболее умеренный по масштабам, артезианский колодец. Ранее он также размещался в толще породы, но или кусочек породы отвалился, или археологи прорубили стенку, и на данный момент он представляет из себя разрез прям у подножья крепости:

Пришло время заглянуть вовнутрь самой крепости. Вовнутрь ведут двое ворот: Киюк-Капу (на востоке) и Кучук- капу (на юго-западе). С остальных сторон крепость фактически неприступна. Но мы из спортивного энтузиазма решили залезть по стенке, чуток севернее ворот Киюк-Капу, где есть слабенькое пространство. Вскарабкаться можно владея минимальными способностями альпинизма. К слову, вход на местность крепости платный.

Ворота Киюк–Капу:

Маленькая справка:

Чуфу́т-Кале́ — средневековый город-крепость размещен в 2,5 км от Бахчисарая. Некогда крепость была столицей Крымского ханства. Заглавие переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость», поэтому что татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.

Город появился предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городке и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже огромную часть населения городка. Чуфут-Кале так и остался основным центром караимов Крыма до середины XIX века, но равномерно опустел — обитатели переселились с маловодного плато в наиболее комфортные для жизни места.

Глядеть снутри крепости практически не на что. Бо́льшая часть места покрыта зарослями. По центру местности проходит древная каменная дорога с выбитой колеей от повозок.

С юго- западной стороны размещен маленькой комплекс хозяйственных пещер и несколько строений. Большая и Малая кенассы (молитвенный дом караимов):

Ворота Кучут-Капу (Южный вход):

Комплекс хозяйственных пещер:

Бывшая богатая усадьба с системой подземных помещений Чауш-Кобасы («Пещеры начальника») в северной части крепости:

На подходе к спуску в грот, я услышал красивую мелодию скрипки, доносившуюся из под земли:

Снутри играл скрипач. Как я возжелал его сфотографировать, он немедля удрал в сторону 🙂 В кадре остался его чехол. Акустика тут просто неописуемая! Если б не скрипач, я бы сам там покричал:

Соседняя комната:

В данной нам же части крепости размещена обзорная площадка. Отсюда раскрывается классный вид на опору Биюк-Ашлама-Дере и гору Беш-Кош. Кликабельно, 1498х683 px:

Закат:

Опосля того, как совсем стемнело, выдвигаемся в сторону горы Тепе-Керман:

Не понимаю сколько бы продлилось блуждание по лесным тропам, не натолкнись мы, на стоянку опытнейших туристов, которые дали подсказку нам верную дорогу. Не рискуйте находить пещерные городка по распечаткам спутниковых карт и приложениях на телефонах. Фактически все место в деревьях, за вершинами который фактически ничего не видно, а спутниковая привязка на телефоне то и дело промахивается на неблагопристойное расстояние. Пора бы мне обзавестись реальным gps-навигатором.

К полночи мы все-же оказались на верхушке плато. Подъем на гору к слову не из приятных. Уклон весьма резкий и тропинка то и дело сыпется под ногами:

Маленькая справка:

Пещерный город Тепе-Керман существовал в период с VI по XIV века и большего расцвета достигнул в XII—XIII веках. Индивидуальностью Тепе-Кермена является большая, по сопоставлению с иными пещерными городками, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается наиболее 250. Основная часть городка находилась на верхушке плато (540 метров над уровнем моря).

Подавляющее число внутрискальных сооружений тут (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из их около 88%, либо 170-180 помещений, являлись хлевами для звериных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилища и захоронения.

В почти всех пещерах находится отверстие в потолке (быстрее всего для дымоудаления). Гуляя по плато стоит быть максимально усмотрительным. Почти все из таковых отверстий практически не приметны посреди зарослей:

Один из самых приметных гротов пещерного комплекса — «Церковь с баптистерием» (Церковь с крестильной). Размещен на северо-восточном краю плато:

Смерть городка привязывают по неким версиям к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.

Стоянку было принято решение устроить на так именуемом «Зубе дракона» прямо в одном из гротов т.к. все плато продувается неслабым ветром. Пространство оказалось весьма комфортным, и мы духовно отметили последнюю ночь (то есть темное время суток) нашего трипа в Крыму маленьким костром:

Проснувшись с утра, я был ошарашен открывшимся видом с уступа плато. С уступа раскрывалась панорама на 10-ки км. Кликабельно, 2468х683 px:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»