Пещерные города Крыма
На внутренней гряде Крымских гор в юго-западной части крымского полуострова размещено 14 пещерных городов. Крымским горам в этом месте присущи обрывистые южные склоны и пологие северные. Горы в данной нам части полуострова имеют ровненькое плато. Вертикальные горы делают подступы к плато неприступными. В древности люди употребляли такие горы для сотворения крепостей, уплотняя стенками лишь доступные места.
Сейчас будет рассказ про несколько отлично сохранившихся древних пещерных городов Крыма. 35 фото
Фото и текст Sam Namos
Приехав на электричке из Севастополя в Бахчисарай, садимся на автобус, последующий до поселка Староселье. Это последняя точка, куда можно доехать на транспорте. Ввысь по ущелью поднимается пешеходная дорога к Свято-Успенскому пещерному монастырю:
Пространство стоит внимания. Прямо в вертикальном срезе горы выдолблены гроты, в каких располагаются кельи монахов:
Свято-Успенский пещерный мужской монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позже VIII века. Размещен в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) поблизости Бахчисарая. Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и остальных строениях монастыря располагался лазарет. Погибших от ран хоронили на монастырском кладбище. В 1921 году монастырь был закрыт русскими властями.
Опосля переселения из Крыма в остальные регионы СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) в 1941 году германцев, армян, болгар, греков, а в 1944 году — крымских татар, на местности монастыря на 10-ки лет разместился психоневрологический диспансер. В 1993 году возвращён Украинской православной церкви. Восстановлены три из 5 монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля и колокольня.
На деньке ущелья на данный момент ведутся строй работы по расширению монастырского комплекса.
Снутри пофотографировать не вышло т.к. на нас с ходу накинулись настоятели убеждая, что фотографировать на местности монастыря воспретил еще сам владыка…
Обходим все доступные к просмотру помещения и направляемся выше по дороге, к пещерному городку — крепости Чуфут — Кале:
По дороге нашему вниманию попадается неказистый информационный указатель, гласящий о превосходной находке 21 века:
Находка оказалась старым 45-метровым осадочным колодцем крепости Чуфут — кале:
Сооружение представляет из себя шахту с пригодной под уклоном 120 — метровой штольней. Объемы работ для тех пор колоссальны:
Развилка. Штольня справа затоплена и через десяток метров упирается в тупик:
Штольня слева выходит в шахту с уходящей спиралью вниз лестницей, выдолбленной прямо в горе:
В самом низу, по плану создателей, накапливалась, а потом забиралась чистейшая вода:
Сверху шахта колодца имеет выход на поверхность:
С земли это смотрится так:
Недалеко, у подножья крепости Чуфут-кале, размещен очередной, еще наиболее умеренный по масштабам, артезианский колодец. Ранее он также размещался в толще породы, но или кусочек породы отвалился, или археологи прорубили стенку, и на данный момент он представляет из себя разрез прям у подножья крепости:
Пришло время заглянуть вовнутрь самой крепости. Вовнутрь ведут двое ворот: Киюк-Капу (на востоке) и Кучук- капу (на юго-западе). С остальных сторон крепость фактически неприступна. Но мы из спортивного энтузиазма решили залезть по стенке, чуток севернее ворот Киюк-Капу, где есть слабенькое пространство. Вскарабкаться можно владея минимальными способностями альпинизма. К слову, вход на местность крепости платный.
Ворота Киюк–Капу:
Маленькая справка:
Чуфу́т-Кале́ — средневековый город-крепость размещен в 2,5 км от Бахчисарая. Некогда крепость была столицей Крымского ханства. Заглавие переводится с крымско-татарского языка как «еврейская крепость», поэтому что татары считали живущих там караимов евреями из-за сходства их религии с иудаизмом.
Город появился предположительно в V веке как укрепленное поселение на границе византийских владений. Начиная с XIV века в городке и стали селиться караимы, которые к моменту образования Крымского ханства составляли уже огромную часть населения городка. Чуфут-Кале так и остался основным центром караимов Крыма до середины XIX века, но равномерно опустел — обитатели переселились с маловодного плато в наиболее комфортные для жизни места.
Глядеть снутри крепости практически не на что. Бо́льшая часть места покрыта зарослями. По центру местности проходит древная каменная дорога с выбитой колеей от повозок.
С юго- западной стороны размещен маленькой комплекс хозяйственных пещер и несколько строений. Большая и Малая кенассы (молитвенный дом караимов):
Ворота Кучут-Капу (Южный вход):
Комплекс хозяйственных пещер:
Бывшая богатая усадьба с системой подземных помещений Чауш-Кобасы («Пещеры начальника») в северной части крепости:
На подходе к спуску в грот, я услышал красивую мелодию скрипки, доносившуюся из под земли:
Снутри играл скрипач. Как я возжелал его сфотографировать, он немедля удрал в сторону 🙂 В кадре остался его чехол. Акустика тут просто неописуемая! Если б не скрипач, я бы сам там покричал:
Соседняя комната:
В данной нам же части крепости размещена обзорная площадка. Отсюда раскрывается классный вид на опору Биюк-Ашлама-Дере и гору Беш-Кош. Кликабельно, 1498х683 px:
Закат:
Опосля того, как совсем стемнело, выдвигаемся в сторону горы Тепе-Керман:
Не понимаю сколько бы продлилось блуждание по лесным тропам, не натолкнись мы, на стоянку опытнейших туристов, которые дали подсказку нам верную дорогу. Не рискуйте находить пещерные городка по распечаткам спутниковых карт и приложениях на телефонах. Фактически все место в деревьях, за вершинами который фактически ничего не видно, а спутниковая привязка на телефоне то и дело промахивается на неблагопристойное расстояние. Пора бы мне обзавестись реальным gps-навигатором.
К полночи мы все-же оказались на верхушке плато. Подъем на гору к слову не из приятных. Уклон весьма резкий и тропинка то и дело сыпется под ногами:
Маленькая справка:
Пещерный город Тепе-Керман существовал в период с VI по XIV века и большего расцвета достигнул в XII—XIII веках. Индивидуальностью Тепе-Кермена является большая, по сопоставлению с иными пещерными городками, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается наиболее 250. Основная часть городка находилась на верхушке плато (540 метров над уровнем моря).
Подавляющее число внутрискальных сооружений тут (около 85%) использовалось для хозяйственных нужд. Из их около 88%, либо 170-180 помещений, являлись хлевами для звериных. Остальная часть хозяйственных помещений представляла подвалы усадеб, цистерны для хранения воды. Нехозяйственные пещеры использовались для жилища и захоронения.
В почти всех пещерах находится отверстие в потолке (быстрее всего для дымоудаления). Гуляя по плато стоит быть максимально усмотрительным. Почти все из таковых отверстий практически не приметны посреди зарослей:
Один из самых приметных гротов пещерного комплекса — «Церковь с баптистерием» (Церковь с крестильной). Размещен на северо-восточном краю плато:
Смерть городка привязывают по неким версиям к набегу золотоордынского беклярибека Ногая в 1299 году.
Стоянку было принято решение устроить на так именуемом «Зубе дракона» прямо в одном из гротов т.к. все плато продувается неслабым ветром. Пространство оказалось весьма комфортным, и мы духовно отметили последнюю ночь (то есть темное время суток) нашего трипа в Крыму маленьким костром:
Проснувшись с утра, я был ошарашен открывшимся видом с уступа плато. С уступа раскрывалась панорама на 10-ки км. Кликабельно, 2468х683 px: